Материал на проверке

Занятие внеурочной деятельности "Топонимика горного ландшафта"

0
0
Материал опубликован 12 November в группе

МБОУ Солчурская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна













Занятие внеурочной деятельности

«Топонимика горного ландшафта»







Автор: Сат Аяна Демир-ооловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Солчурской СОШ

























Солчур, 2025



Занятие внеурочной деятельности на тему «Топонимика горного ландшафта»

Цели: познакомить с топонимикой горного ландшафта; развивать творческое мышление, расширять словарный запас; воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным обычаям.

Оборудование: презентация, иллюстрации, карта Тувы, карточки.

I. Оргмомент.

1.Задание. Вставьте пропущенные слова в строки стихотворений

а) Ночевала тучка золотая на груди ________ - великана (утес)

Я видел груды темных …. (скал)

Я видел горные __________,(хребты)

Причудливые, как мечты…

И вспомнил я отцовский дом,

_________ наше и кругом

в тени рассыпанный аул…

- Какие слова мы выписали? УТЕС, СКАЛЫ, ХРЕБТЫ, УЩЕЛЬЕ.

- Из какого произведения эти строки ? (стихотворение «Туча», поэма «Мцыри» М. Лермонтова)

- Каким словом можно обобщить данные слова? (горы)


2. Работа с терминами

Топонимика (от др.-греч. τόπος — «место» + ὄνυμα — «имя, название») — это наука, изучающая географические названия (топонимы).


- А географические названия – это имена собственные, обозначающие объекты на карте: страны, города, реки, горы, населённые пункты и другие.



Ландшафт — это участок поверхности земли, на котором природные компоненты (рельеф, климат, почвы, водоёмы, растительность и животный мир) находятся во взаимосвязанном единстве, образуя целостную экосистему. 

3. Работа с иллюстрациями. Составить словосочетания со словом ландшафт

- А теперь определите тему нашего урока. (Тополь,, + м/нимика; от слова ГОРА образовать имя прилагательное и согласовать со словом ЛАНДШАФТ) Топонимика горного ландшафта.

II. Словарная работа. Перевести слова с русского на тувинский, с тувинского на русский.

Скала - … (хая)

Гора - … (даг)

Ущелье - … (чоога)

Ледник (на горе) - … (менги)

Хребет - … (сын)

Холм - … (тей)

Отрог (горы) – … (дагнын адыры)

Баалык - … (седловина)

Бизен – … (гребень, зубец)

Капчагай, капчал - … (ущелье)

Мажалык – … (холм, сопка)

Сукпак - … (впадина)

Сын - … (хребет)

Чалым – … (скала неприступная)

Вывод: все ли слова вы знаете? (послушать ответы детей)

III. Викторина «Назови топоним»

1.Самая высокая гора в Туве (Монгун-Тайга)

2.Скалы в Барун-Хемчикском кожууне, куда весной стекаются сотни туристов (Уттуг-Хая, Бижиктиг - Хая)

3.Название кожууна, значение которого содержит «южная сторона», «южный склон горы» (Овур)

4.Отвесная скала, утес в Овюрском кожууне, получившая славу благодаря пьесе В. Кок-оола «Хайыраан бот» (Кара Туруг)

5.Горная система (хребет) на юге Республики Тыва (Танну-Ола, тув. Танды - Уула)

6.Известный каньон в Тандынском кожууне, куда стекаются туристы со всей России (Дургенский каньон)

7.Единственная соляная гора в Туве (Дус-Даг)

Вывод: какова роль топонимов? (послушать ответы учащихся)


IV. Практическая работа. Проблемная ситуация.


- Представьте, к нам едут гости из Москвы. Они хотят посетить в Туве именно отдаленные районы, увидеть глубинку. Гости желают увидеть нашу удивительную природу, достопримечательности. Они прилетят до Кызыла самолетом. А к нам в Овюр приедут на машине, чтобы и в пути не спеша познакомиться с нашей республикой. Путешественники просят составить им маршрут. Что делать? (послушать ответы детей).


Групповая работа. Выполнение проектов.

1-ая группа. Работа с картой. Обозначить на карте маршрут Кызыл – Солчур. Отметьте на карте те места, которые могут посетить гости. Опишите маршрут.


2-ая группа. Составить маршрут Солчур – Дус-Даг. Отметить те места в Овюре, которые вы покажете гостям. Опишите маршрут.


3 –я группа. В пути гостей много перевалов. Расскажите об обычаях тувинского народа, когда они останавливаются на перевалах.


V. Выступления команд. Защита проектов.

- Какая команда хорошо выступила?

- Что можно порекомендовать каждой группе?


VI. Закрепление.

- Что вы узнали на этом уроке?

- Что обозначают топонимы?

- В чем значение топонимов?

- Какую роль они играют они в языке? В жизни?


VII. Рефлексия.

- Что вам понравилось на этом уроке?

- Чему научились?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Как вы оценили свои знания, свой кругозор?


Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы провели урок по теме «Топонимика горного ландшафта». Я не случайно выбрала тему гор, т.к. горы у тувинцев ассоциировались с высоким, сильным духом. Не зря наш народ говорил: «Бедик черже унерге, сулдези бедиир». Поэтому мы всегда останавливаемся на перевалах, окропляем небеса молоком или молочным чаем, развешивает хадаки, обходим субурганы. Молимся, чтобы духи ниспослали нам милость, здоровье, счастье. Этим мы выражаем нашу любовь и почтение к природе, к Родине.

За каждым названием, как мы сегодня увидели, кроется история народа. Поэтому, дети, узнавайте свой край, свои обычаи. А то, что узнали, передавайте следующим поколениям. Согласны?


VIII. Домашнее задание (на выбор)

Придумать туристический маршрут «По следам охотников»

Мини-исследование «История одного топонима»


t1762934434aa.gif






Приложения


Задание 1-ой группе


Работа с картой. Обозначьте на карте маршрут Кызыл – Солчур. Отметьте на карте те места, которые могут посетить гости. Опишите маршрут.



Задание 2-ой группе


Составьте маршрут Солчур – Дус-Даг. Отметьте те места в Овюре, которые вы покажете гостям. Опишите маршрут.



Задание 3 –ей группе


В пути гостей много перевалов. Назовите их. Расскажите об обычаях тувинского народа, когда люди останавливаются на перевалах. Посоветуйте гостям, что им приготовить, когда они остановятся на перевале.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.