Пояснительная записка к презентации
Автор публикации: Н. Петров, ученик 9А класса
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Автор публикации: Н. Петров, ученик 9А класса
Предварительный просмотр презентации

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: Ученик 9 класса Петров никита петрович муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Долгощельская средняя школа Мезенского муниципального округа» Филиал «Соянская основная школа РУКОВОДИТЕЛЬ Учитель географии Нечаева татьяна Александровна Полярный капитан Владимир Иванович Воронин «Полярные капитаны Российского и советского флота». Моя рассказ о капитане советского ледокольного флота, полярном исследователе участнике многих советских экспедиций в Арктике.

Ранние годы Родился Владимир Иванович Воронин в селе Сумский Посад, на берегу Белого моря, 17 октября 1890 года. Отец Владимира – Иван Михайлович Воронин потомственный помор, окончив три класса церковно-приходской школы, всю жизнь занимался рыбным промыслом. Мать – Софья Семёновна Савина, была образованной женщиной. Родом из Архангельска, рано осиротев, воспитывалась другом отца. В семье Ворониных один за другим родилось семь детей – шесть мальчиков и одна девочка. Семья жила небогато, чтобы прокормить семью, все мальчики должны были продолжить дело отца – заниматься рыбным промыслом. Из воспоминаний В.И. Воронина: «Я родился в 1890 году в Сумском посаде на побережье Белого моря. Мой прадед, дед и отец жили морем. Они плавали в Норвегию за рыбой, на Новую Землю за зверем, ходили на китовый промысел. Но никто из Ворониных не знал ни карт, ни лоций.. Выработанным в результате вековой практики опытом, который передавали из поколения в поколение, поморским чутьём предчувствовали штормы, предугадывали появление льдов. По каким-то особенностям, известным им признакам, узнавали о подводных скалах…» Сумский Посад

С 8 лет Владимир зуйком-мальчиком начал ходить в море на рыбный промысел на парусном боте «Святой Иван Предтеча» на Мурмане. С 11 лет, юнгой на парусных судах. Службу матросом начал на пароходе «Савватий», принадлежавшем пароходству Игнатия Буркова Из воспоминаний В.И. Воронина: «…Шли годы. Мне 8 лет. Пора идти в море. Отец бедняк-тресколов. У него шестеро сыновей. Все они начали свою морскую карьеру с «зуйков» - с работы юнгами на поморских парусниках. Нас мальчиков-бедняков, поморы шутя звали зуйками, вероятно, потому, что, как и чайкам, нам юнгам, кроме остатков улова, никакого вознаграждения не полагалось… …Одиннадцати лет я уже пошёл зуйком на парусном судне… …Моя мать настояла, чтобы все её сыновья поступили на суда, а зимой учились в мореходной школе. Когда я, одиннадцатилетним мальчиком, впервые пришёл на парусник «Иоанн Предтеча», мне показалось всё новым и необычным… …На паруснике я готовил команде пищу и, кроме того, когда приходилось долго быть в море, пёк хлеб, делал квас. Кроме того я стоял вахту. Первый рейс. Впервые в жизни я встал к рулю судна. Когда мне объяснили, как нужно управлять судном по компасу, - моему изумлению не было конца. Стою на вахте. «Предтеча» быстро рассекает волны. Мне – мальчишке – доверили судно, «Предтечу» веду я! До сих пор помню, как гордился я этим. Я стал внимательно вглядываться в компас, зорко смотреть вперёд, чтобы не уйти далеко в сторону. Капитан должен знать, что мальчик, которого он поставил у руля, не подведёт…»

В 1912 году окончил Кемскую мореходную школу в родном селе, готовившую шкиперов для судов каботажного плавания. Получил звание штурмана четвертого класса и начал работать штурманом на «Савватии» у А. Е. Рубинштейна — опытного морехода с очень жестоким нравом. По свидетельству В. Г. Беркуля, служившего на «Савватии» старпомом, Воронину — самому молодому штурману, особенно доставалось. Впоследствии служил старпомом на пароходах «Кандалакша» и «Ломоносов» Архангельско-Мурманского срочного пароходства. В отношении Кемской таможенной заставы в Кемское уездное полицейское управление о запасных и ратниках парохода «Кандалакша», прибывшего в Кемский порт от 23 июля 1914 г. указано: «Застава доводит до сведения полицейского управления, что на прибывшем в Кемский порт пароходе «Кандалакша» находятся запасные нижние чины Воронин Владимир Иванов штурман и Хабаров Александр Павлович управляющий судовыми механизмами,…» В 1916 году, окончив Архангельское мореходное училище, был зачислен штурманом в экипаж парохода «Фёдор Чижов» . 16 мая 1918 года судно во время рейса в Мурманск атаковала немецкая подводная лодка U-22 близ поселка Вайда-Губа, потопившая его артиллерийским огнем. Большей части экипажа, в том числе раненому Владимиру Воронину, удалось спастись. Воронин руководил эвакуацией людей и оставил судно последним. Образование. Воронин – штурман.

После выздоровления, с 1918 года, имея за плечами два года штурманской практики, Воронин служит в должности капитана дальнего плавания: сначала на пароходе «Колгуев» (с 1921 года — «Юшар»), затем «Кандалакше». В 1920—1921 годах на пароходе «Сергей Витте» (в 1921 г переименован в «Канин») Владимир Иванович Воронин участвовал в Карских экспедициях, доставлявших пшеницу из регионов Сибири в Архангельск. В экспедицию вошли все более или менее годные для этой цели плавсредства. Архангельский отряд включал следующие суда: "А.Сибиряков", "Малыгин", "В.Русанов", "Г.Седов", "Канин", "Юшар", "Обь", "Енисей", парусник "Выг", ледокол №8 и 6 лихтеров. Суда экспедиции вышли из Архангельска 10 августа 1921 года и вернулись 26 сентября того же года. В шторме погибли два парохода: "Обь" и "Енисей". Из Сибири в Архангельск и на Печору было доставлено 400 тыс. пудов (6552 т) хлеба, в Сибирь - свыше 639 тыс. пудов (10466 т) товаров (смола, баржи, речные буксиры и др.). На капитанском мостике. Вторая Карская экспедиция.

На капитанском мостике. Полярный капитан. Большую известность и славу Владимиру Воронину приносят экспедиции в Арктику . В 1926 году Воронин стал капитаном ледокола «Георгий Седов». В этом качестве в 1928 году принимал участие в поисках экипажа итальянской экспедиции Умберто Нобиле.

В 1930-е г. Россия взяла курс на индустриализацию, большое внимание уделяла исследованию полярного Севера. Главным вдохновителем был Отто Юльевич Шмидт – ученый, математик, астроном, географ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1929 г. им была организована экспедиция по исследованию архипелага Земля Франца Иосифа на ледоколе «Георгий Седов», капитаном которого был Владимир Иванович Воронин. В центральной части Земли Франца-Иосифа, на острове Гукера, была организована первая полярная станция Бухта Тихая. Познакомившись в 1929 г., капитан и ученый, они станут отличной командой, вместе исследуют Карское и Баренцево моря и Северный Ледовитый океан, откроют новые острова.

В 1932 году ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием В.Воронина выполняет под руководством О. Ю. Шмидта первый в мире сквозной переход по Северному морскому пути за одну навигацию: прошли за 2 месяца и 5 дней. "Сибиряков" вышел в рейс 28 июля 1932 года. Вначале путь был как никогда благополучным. До самой Северной Земли ни льдинки, а температура моря - не ниже 5 градусов. По пути к архипелагу открыли новый остров, который позже был назван Сидоровым - в память о военном гидрографе К.Е. Сидорове. "Сибиряков" продолжал путь в море Лаптевых. Обольщенные отсутствием льда, сибиряковцы решили обогнуть архипелаг с севера, хотя о состоянии льдов в том районе экспедиция не имела представления. Но интерес исследователей был превыше всего. Вскоре ледокол оказался в районе, где до него не было еще ни одного судна. И за 81-м градусом северной широты уперся в торосистый полярный лед. Преодолеть его было выше возможностей "Сибирякова". Пришлось повернуть и уже с другой стороны Северной Земли спуститься на юг. Встретившаяся полынья обрадовала, но быстро закончилась, сменившись пятимильным припайным льдом. Более полутора суток шел ледовый бой с применением взрывов аммоналом. Из ловушки вырвались, так впервые в истории мореплавания Северная Земля была пройдена вокруг! На капитанском мостике. Открытие Северного морского пути.

Восточная Арктика оказалась более жестокой. Лед не пропустил к Новосибирским островам. Капитан Воронин принял решение спуститься снова на юг, до самой бухты Тикси. Здесь экспедиция пополнила угольные запасы. Воронин обладал феноменальной интуицией. По словам В.Ю. Визе, Воронин был идеальным полярным капитаном для самых беспримерных предприятий: "Я всегда поражался его поразительному чутью, благодаря которому он легко и быстро решал самые сложные "ледовые задачи" и нередко выводил корабль из положения, казавшегося безвыходным". Как полагал сам Воронин, полярный капитан должен быть одновременно "и крайне осторожным, и очень дерзким". Главные трудности начались после 67-го восточного меридиана, а льды у побережья Чукотского моря были самыми жестокими на пути от Новой Земли до Берингова пролива. У острова Колючин "Сибиряков" поломал все четыре лопасти винта. Это была адская работа: замена их на новые в открытом море, в дрейфующих льдах. Продолжили путь - и новая беда, у судна отломился конец гребного вала. Оставшись без винта, оно не могло самостоятельно продвигаться во льдах... Но отважные моряки наскоро сшили из брезента паруса и, поставив их, малым ходом, всего в пол-узла, по разводьям стали продвигаться к финишу.

. К северу от Берингова пролива ледокол встретила чистая вода. Рейс окончился 1 октября 1932 года. О таком сквозном плавании российские мореходы мечтали в течение четырех столетий. Эта победа в Арктике была равносильна подвигу. Многие получили награды, Воронин был награжден орденом Ленина.

Удачный переход подтолкнул советское правительство к централизованному и планомерному освоению Севморпути как единой транспортной магистрали с развитой инфраструктурой. Для этого 17 декабря 1932 года было создано Главное управление Севморпути (ГУСМП), отвечавшее за комплексное освоение всей советской Арктики.

В марте 1933 года Воронин получил письмо от Шмидта: «Дорогой Владимир Иванович! Правительство решило в самый кратчайший срок окончательно освоить Северный морской путь. В этом году будет вновь организована экспедиция по Ледовитому океану. Начальником этой экспедиции назначен я. Разумеется, первое условие для выполнения такого задания — приглашение капитана <…> Естественно, что не только мы, но и вся страна хочет видеть Вас водителем корабля в этом рейсе». В 1933—1934 годах Воронин — капитан парохода «Челюскин». Осмотрев этот грузовой пароход с обычным или даже чрезмерно широким корпусом, без усиливающих конструкций, Владимир Иванович поначалу категорически отказался идти на нём в Арктику. Однако его упросили «довести пароход хотя бы до Мурманска», где обещали замену. Но замены не нашлось, и Воронин повёл судно дальше. Отправляясь 12 июля 1933 года из Ленинграда во Владивосток, "Челюскин" должен был доказать возможность доставки грузов Северным морским путем обычным пароходом. На борту было 105 человек - экипаж, члены научной экспедиции, строители, зимовщики, направлявшиеся на остров Врангеля. Была и целая творческая группа - журналисты, писатели, кинооператоры, фотограф, художник, поэт. На капитанском мостике. Освоение Северного морского пути.

Выйдя в море, капитан Владимир Воронин с тревогой отметил, что пароход "плохо держит волну". Корабль через Баренцево море отправился в Карское. Капитан записывал в судовом журнале: «Как трудно идти на «Челюскине» среди льдов, да еще и в тумане. Судно, слабое, плохо слушается руля. Часто производим осмотр корпуса изнутри, поврежденные места подкрепляем деревом и клиньями». «Челюскин» больше дрейфовал в ледяных полях, чем двигался самостоятельно. Сковавший "Челюскин" лед на подходе к Восточно-Сибирскому морю даже пробовали взрывать. Но торосы сдавливали корпус судна так сильно, что заклепки, по свидетельству очевидцев, вылетали со звуком, напоминавшим пулеметную стрельбу. 4 ноября, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, судно вошло в Берингов пролив. До чистой воды было рукой подать. Но корабль увлекло назад, зажало льдинами и вместе с ними стало уносить обратно в Чукотское море.

13 февраля 1934 года «объятия» льда усилились — затрещала обшивка, внутрь полилась вода. "То, что увидел, - вспоминал один из участников экспедиции Борис Громов, - трудно передать словами. Это была катастрофа. В десятках метров от корабля, вырастая, наступала на судно ледяная гора. Большие тяжелые куски льда с легкостью перекатывались, с гигантской силой и упорством наступая на наш беззащитный пароход... Стоял отчаянный грохот и треск. От бешеного напора льда пучился и рвался левый борт "Семена Челюскина" - страшнее, казалось, ничего не могло быть". Экипаж корабля в количестве 105 человек, среди которых была девочка 1,5 лет и грудной ребенок, срочно эвакуировали при температуре минус 35 градусов. Люди прыгали с поднимающейся вверх кормы на льдину, выгружали провизию, инструменты, топливо, приборы, стройматериалы. Один человек - завхоз Борис Могилевич - не успел покинуть судно и погиб. Он стал единственной жертвой этой экспедиции. Пароход ушел на дно. Было 3 часа 50 минут. Воронин последним спрыгнул с корабля на лёд. Экипаж разбил лагерь на льдине, из спасённых материалов был построен жилой барак и пекарня.

Основная часть челюскинцев провела на льдине около двух месяцев. Чтобы время не пропадало зря, Шмидт читал членам экспедиции лекции по философии. После расчистки взлетно - посадочной полосы экспедиция была вывезена самолётами полярной авиации в марте — апреле 1934 года. Первым 5 марта совершил посадку на льдину экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4, что было весьма непросто в условиях тумана и низких температур. За две недели лётчики совершили 24 рейса, после чего участникам спасательной операции заслуженно было присвоено звание Героев Советского Союза. А весь экипаж «Челюскина» был награжден орденами Красной Звезды.

После завершения "челюскинской эпопеи«, в 1934 году, капитан Воронин четыре года командовал линейным ледоколом "Ермак". При этом он много ездил по стране, выступал на встречах с общественностью. В январе 1938 года он участвовал в эвакуации полярных исследователей с первой советской дрейфующей полярной станции «Северный полюс — 1». В 1938 году Воронина назначили капитаном новейшего на тот момент ледокола «Иосиф Сталин», которому в 1940 году удалось выручить дрейфовавший во льдах ледокол «Георгий Седов». На капитанском мостике. Новые ледоколы. Владимир Иванович Воронин (справа) на «Ермаке».

Участие В. И. Воронина в Великой Отечественной войне В 50 лет он встретил Великую Отечественную войну на Северном флоте. Все его три сына – Петр, Владимир и Юрий ушли на фронт. Во время Великой Отечественной войны Воронин командовал ледоколом «Сталин», участвовал в проводке судов северных конвоев. За мужество и отвагу, проявленные на море в годы Великой Отечественной войны, Владимир Иванович был награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Нахимова 2-й степени.

Послевоенное назначение Особняком в биографии В.И.Воронина стоит и первое "послевоенное назначение" - в декабре 1946 года Воронина направили руководителем промысловой экспедиции на китобойной флотилии «Слава» в Антарктику. Китобойный промысел был хорошим подспорьем в послевоенные годы – жир китов шел в пищевую и мыловаренную промышленность. Из их мяса делали колбасу, консервы, кормовую муку для животных. Из рейса он вернулся 6 июня 1947 года, и сразу же написал заявление с настойчивой просьбой вернуть его на ледокольный флот. Странствия китобоя явно не пришлись ему по душе, и вскоре он все же принял ледокол "Иосиф Сталин", которым командовал до конца жизни. Капитан В. И. Воронин и М. Я Сорокин на мостике ледокола «Иосиф Сталин», 21 июня 1948 г.

Память Он любил море и свою работу ледового капитана тем большим, серьезным чувством, которое присуще людям, отдавшим жизнь своему призванию. По свидетельству очевидцев, в последнюю навигацию в его жизни, он говаривал: "Больше всего я боюсь дожить до такого времени, когда у меня не будет сил подняться на мостик". До этого Владимир Иванович Воронин не дожил - он умер на своем капитанском посту, на ледоколе, в полярном плавании. 12 октября 1952 года в 4 часа 25 минут утра, прямо на мостике ледокола «Иосиф Сталин» у капитана Воронина случился инсульт. Ближайшая больница была на Диксоне, а это примерно сутки самого полного хода по чистой воде.. Был и шторм, и лед, а больному требовался абсолютный покой. Уже на подходе к Диксону, 18 октября, прославленного капитана настигла смерть. 50 из своих 62 лет В.И. Воронин отдал Арктике! Похоронили Владимира Ивановича Воронина на маленьком Шуваловском кладбище в Ленинграде, в городе, где он жил с 1935 года. Заслуги капитана Воронина отмечены рядом трудовых и боевых правительственных наград, в том числе двумя орденами Ленина. Его имя носят 9 географических объектов в Арктике и в Антарктике, оно присвоено Архангельскому мореходному училищу и современному ледоколу.
Похожие публикации