12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна678
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс

Три цвета власти в художественной литературе

изучение способов обозначения цвета власти в текстах писателей XX в. изучение способов обозначения цвета власти в текстах писателей XX в. выявление соответствий или несоответствий данных цветообозначений.

изучить научную литературу по проблеме исследования лексики со значением цвета и определить понятийное поле каждого цвета: белого, красного и коричневого изучить научную литературу по проблеме исследования лексики со значением цвета и определить понятийное поле каждого цвета: белого, красного и коричневого методом выборки выявить, систематизировать и классифицировать материал (тексты А. Блока «Двенадцать», М. Булгакова « Белая гвардия», Ф. Павлоффа «Коричневое утро») дать комплексную структурно-семантическую характеристику цветовой лексики в названных произведениях

Тексты: Тексты: роман М. Булгакова « Белая гвардия» рассказ Ф. Павлоффа «Коричневое утро» поэма А. Блока «Двенадцать» Лексика со значением цвета власти

сравнительно – исторический сравнительно – исторический синхронно – сопоставительный описательный

Цветовая палитра как знак власти мало изучена лингвистами и литературоведами Цветовая палитра как знак власти мало изучена лингвистами и литературоведами

История изучения цветообозначений в лингвистике История изучения цветообозначений в лингвистике

Наиболее "древними" наименованиями цвета, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный. Они образуют триаду основных цветов.

Цветообозначения в названиях произведений Цветообозначения в названиях произведений

Названия Названия А.П. Чехов «Черный монах» С.А. Есенин «Черный человек». Ф.М. Достоевский «Белые ночи» В.М. Гаршин «Красный цветок» В.М. Шукшин «Калина красная» Стендаль «Красное и черное». Вывод Таким образом, чаще всего повторяются два цвета: черный и красный. Это можно объяснить тем, что это основные цвета, которые имеют много переносных значений.

Красный цвет власти в поэме А. Блока «Двенадцать» Красный цвет власти в поэме А. Блока «Двенадцать»

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи благослови!

Автор вводит нас в вечерний город, патрулируемый двенадцатью солдатами Красной армии. Это новая власть. Блок описывает их как преступников: В зубах цигарка, примят картуз, На спину надо бубновый туз! В дореволюционной России заключённые носили на одежде знак в виде жёлтого ромба, который в обиходе назывался «бубновый туз». Отсюда бубновая масть – символ неволи, символ заключенных. А тут ромб к тому же красный! Вот кто теперь стоит у власти: хозяева страны – освободившаяся чернь, вознесшаяся сразу в тузы.

Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди… Это развернутое олицетворение преподносит разрушение, несомое новой властью как желанное даже для погоды, но по всей поэме проходит мысль, что красный – это победа, но победа, стоящая на смертях и крови… Кто там машет красным флагом? Приглядись-ка, эка Тьма!

Говоря о событии, перевернувшем старый мир, Блок применяет смелые новаторские приемы. Вся поэма построена на эффекте контрастов: черного и белого, тьмы и света, старого и нового, низкого и высокого. Поначалу напряженность борьбы двух миров подчеркивается постоянным противопоставлением двух цветов — черного и белого. Позднее автор вводит также красный цвет.

Все три цвета в поэме отражают время. Черный – цвет мрачного прошлого, красный – это кровавое настоящее и белый – это светлое будущее.

Белый цвет власти в романе Белый цвет власти в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

С одной стороны лежала цепь красных, с другой – белых. Обе, не зная, кто это такой – красные приняли его за белого, белые за красного, - стали по нём стрелять…

Белый цвет считался цветом сторонников законного правопорядка. Впервые отличительным знаком белой гвардии были белые нарукавные повязки у буржуазной милиции, созданной в Финляндии в 1906 году для борьбы с революционным движением. Эти значения нашли свою преемственность в России в годы гражданской войны. Позже красный стал символом целой эпохи Советской власти, а за белым закрепилось значение буржуазной силы.

В начале романа встречается фраза полная печали: «Наступил белый… декабрь». Декабрь – последний месяц года, последний месяц белых счастливых лет. «О, ёлочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?» – два следующих авторских восклицания также органично связаны с белым цветом. Затем – о смерти матери - смерти мирной, спокойной и чистой, и там встречается эпитет «белый»: «белый гроб»; и тут же май, вишнёвые деревья и акации – снова белый цвет - последнее мирное цветение. Таким образом, в романе переплетаются два противоположных значения этого цвета: буржуазия, борющаяся с революцией, при этом также льющая много крови – и мирная, спокойная красота.

«Народ называет белым: веру свою, царя и отечество» - говорится в толковом словаре Даля.

Коричневый цвет власти в рассказе Коричневый цвет власти в рассказе Ф. Павлоффа «Коричневое утро»

У древних египтян коричневый цвет символизировал жизнь, так как связывался с почвой. У современных европейцев он и сейчас ассоциируется с ощущением своих «корней», надежностью и здравым смыслом. Что касается нашей культуры, то в ней коричневый цвет традиционно олицетворяет бедность. Коричневый цвет близок к черному по своей агрессивности, возможно поэтому он стал «своим» для фашистов. Изначально коричневый цвет — это цвет униформы нацистов-штурмовиков. В современном русском языке этот цвет используется для обозначения всего, что связано с фашизмом.

«Коричневое утро» - новелла французского писателя Франка Павлоффа, антифашистская притча о запрете всех цветов, кроме коричневого. Была опубликована в 1997 году.

Главная примета коричневой власти - обезличивание и эмоция страха, потому что если у вас теперь животное нужной окраски, это не значит, что вы в безопасности. А вдруг мышление осталось прежним, «оскорбляющим национальное достоинство»?

«Коричневое утро» - это манифест против политического единомыслия, предупреждение о том, что свободу могут отнимать постепенно, по чуть-чуть – так, что когда люди заметят это, то будет уже поздно.