12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Суркова Е. С.232
Опыт работы. Логопедическое сопровождение участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного и инклюзивного образования. Основной контингент детей: дошкольный и школьный возраст.
Россия, Томская обл., Томск

Карточки по дифференциации звуков и букв близких по акустико-артикуляторному сходству. Серия «Звонкие и глухие парные согласные Б-П».

КАРТОЧКИ по дифференциации звуков и букв близких по акустико-артикуляторному сходству Серия «Звонкие и глухие парные согласные Б-П» Автор-разработчик: учитель-логопед первой квалификационной категории МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска САПЕГИНА Е. С. Томск 2016г

Актуальность и новизна пособия На сегодняшний день существуют различные авторские методические и дидактические разработки, направленные на дифференциацию сходных звуков и букв русского языка. Такие известные авторы как Е. В. Мазанова, Л. Н. Ефименкова, И. Н, Садовникова, Р. И. Лалаева и другие, создали хорошую базу рекомендаций и заданий, которые используют логопеды и дефектологи в своей работе. Обычно данные пособия содержат в себе несколько упражнений, направленных на дифференциацию определенных звуков и букв, тренировку с помощью устных и письменных заданий. На любых логопедических занятиях, в том числе и по дифференциации фонем и графем, специалист всегда решает множество задач, для реализации которых важно подбирать достаточно интересные многофункциональные упражнения и задания. Кроме того, тематические планирования, чаще всего, содержат требования к лексической теме занятий и строению материала от простого к сложному. Необходимость многофункциональности предъявляемых заданий, предполагает наличие у логопедов соответствующей дидактической базы (готовых карточек, пособий, конспектов занятий и т.д.) Предлагаем вашему вниманию набор готовых карточек, рассчитанных на детей младшего школьного возраста с нарушениями речи первичного и вторичного характера. Данная серия карточек разработана для обучения дифференциации звонких и глухих парных согласных П-Б. Пособие рекомендовано учителям-логопедам и дефектологам школ, а также педагогам и родителям, сочетает в себе традиционные подходы коррекционно-развивающего обучения и многофункциональность заданий. Разработка может использоваться как на занятиях, так и в качестве домашних заданий по закреплению тем.

Цель пособия – создание многофункциональных заданий и упражнений в виде карточек по дифференциации звуков и букв, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Задачи пособия: Развивать способность дифференцировать сходные звуки и буквы русского языка. Развивать навыки языкового анализа и синтеза. Развивать умение выделять ударение в слове. Развивать связную речь. Обогащать и актуализировать словарный запас детей. Развивать память, внимание и мышление.

Методические рекомендации по использованию пособия Данное пособие рассчитано на младший школьный возраст, но при сложных речевых расстройствах, в том числе при задержке психического развития или легкой умственной отсталости, может использоваться в более старших возрастных категориях. Обратите внимание на то, что из предлагаемых карточек вы можете выбирать те задания, которые необходимы в работе с конкретным ребенком. Построение материала от простого к сложному позволяет легко сориентироваться и, при желании, не только исключить часть упражнений, но и дополнить карточки новыми заданиями. Карточки выполнены в программе Microsoft PowerPoint по нескольким причинам: программа позволяет выводить задания на экран в виде презентации, очень удобно добавлять слайды и упражнения, в том числе в анимированном виде, также карточки легко печатаются в разных форматах (А4, А5 и т.д.)

Содержание серии «Звонкие и глухие парные согласные Б-П» Карточка №1. Дифференциация звуков П-Б изолированно и в открытых слогах. Карточка №2. Дифференциация звуков П-Б в закрытых слогах и словах. Карточка №3. Дифференциация звуков П-Б в открытых слогах со стечением согласных и словах. Карточка №4. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. Карточка №5. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. Карточка №6. Дифференциация звуков П-Б в предложениях и текстах. Карточка №7. Дифференциация звуков П-Б в текстах.

Карточка №1. Дифференциация звуков П-Б изолированно и в открытых слогах. 2. Вставь в слоги вместо наушников глухую согласную П, а вместо колокольчика – звонкую согласную Б. Прочитай (запиши) получившиеся слоги. А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е 1. Продолжи ряды букв до конца строчки, следуя образцам. Во время записи озвучивай каждую букву, которую ты пишешь. П Б Б П … Б П Б П … Б Б П Б П… 4) П П Б Б П П …

Карточка №2. Дифференциация звуков П-Б в закрытых слогах и словах. __ык, пёс, __аран, __етух, со__ака, __оросёнок, жере__ёнок, ц ыплята. 1. Расшифруй слоги, где наушники – это глухой П, а колокольчик – звонкий Б. Прочитай (запиши) получившиеся слоги. АЛ, ОЛ, УЛ, ЫТ, ЯТ, ЁТ, ЮШ, ИШ, ЕШ 2. Вставь в слова пропущенные буквы П и Б. Какой темой их можно объединить? Сделай анализ слов цветными карандашами по образцу (не забывай выделять согласные-исключения в кружок).

Карточка №3. Дифференциация звуков П-Б в открытых слогах со стечением согласных и словах. Белка, __ельчонок, __ельчата, ка__ан, ка__аниха, ка__анята, вер__люд, вер__люжонок, антило__а, __арсук, __антера, __урундук, шим__анзе, чере__ахи, __егемот, __о__ры, __ума, лео__ард. 1. Расшифруй слоги, где наушники – это глухой П, а колокольчик – звонкий Б. Прочитай (запиши) получившиеся слоги. ТА, ЛО, КУ, ЛЫ, ТЯ, РЁ, ЛЮ, КИ, НЕ 2. Вставь в слова пропущенные буквы П и Б. Какой темой их можно объединить? Сделай анализ слов цветными карандашами по образцу (не забывай выделять согласные-исключения в кружок).

Карточка №4. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. Лю__а ку__ила __атон __елого хле__а. Моя __а__ушка ис__екла __ирог с я__лочным __овидлом. __етя лю__ит есть тё__лые __улочки. __а__а от__равился на ры__алку. 1. Прочитай слоги. Составь из них слова и запиши. Какой темой их можно объединить? Сделай анализ слов цветными карандашами (не забывай выделять согласные-исключения в кружок). Выдели ударение в словах. 2. Прочитай предложения, вставляя пропущенные согласные П и Б. Обрати внимание на смысл предложений и определи одно лишнее. Объясни свой выбор. Ка-печ, та-пли, тер-прин, пы-сос-ле, руб-мя-со-ка, пью-ком-тер, о-бо-ва-тель-гре, но-бук-ут.

Карточка №5. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. __елая __а__очка летает над __оляной. __оря увидел __ожью коровку. На __олоте о__итают стрекозы. Ре__ята набрали __олную корзину гри__ов. 1. Составь из букв слова, которые подходят к теме «Морские обитатели». Запиши их. Сделай слоговой анализ слов и выдели в них ударение по образцу. 2. Прочитай предложения, вставляя пропущенные согласные П и Б. Обрати внимание на смысл предложений и определи одно лишнее. Объясни свой выбор. Кбар, рбаы, чеерапах, ховтс, планвки, пнцаирь, щу паль ца.

Карточка №6. Дифференциация звуков П-Б в предложениях и текстах. В су__ __оту мы всей семьей от__равились на рынок. Там нам __родали свежие я__локи, __ананы, а__ельсины и __ерсики. __осле __охода за фруктами мы __ристу__или к __риготовлению __олезных заготовок и __люд. 1. Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы П и Б. Собери из слов предложения и запиши их. Выдели ударение и слоги в словах. 2. Прочитай текст, вставляя пропущенные согласные П и Б. Расскажи о чём рассказ и придумай его название. Перескажи текст. __осадила, __а__ушка, ка__усту, __олина. __арнике, в, __омидоры, с__еют, __ольшие.