12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вышинская Нина Ивановна2519
Люблю свою профессию. Рада, что могу передать свои знания, опыт молодому подрастающему поколению
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Презентация «Быстрый счёт без калькулятора»

Тема : Быстрый счёт без калькулятора Автор: ученик 5 Г класса Суханов Кирилл МБОУ Лицей №113 Новосибирск 2018 Зачем нужен устный счет, если на дворе 21 век, и всевозможные гаджеты способны едва ли не молниеносно производить любые арифметические операции. Но ученые предупреждают, что если мозг не тренировать, не нагружать работой и облегчать ему задачи, он начинает лениться, его мыслительные способности снижаются. Точно так же без физических тренировок слабеют и наши мышцы. О пользе математики говорил еще Михаил Васильевич Ломоносов, называющий ее прекраснейшей из наук: «Математику уже за то любить надо, что она ум в порядок приводит». Устный счет развивает внимание, память, быстроту реакции. Недаром появляются все новые и новые методики быстрого устного счета, предназначенные и для детей, и для взрослых.

Гипотеза: Предположим, что существуют специальные способы счета, которые позволяют свести расчеты к устным с быстрым нахождением результата. Найти и освоить методы быстрого счета Цель: Методы исследования: анализ научной литературы анализ, обработка данных

Уметь считать правильно и быстро – замечательная способность человеческого ума. Быстрый счет часто означает не интеллектуальную способность мозга, а умение применять на практике методики счета в уме, разработанные и описанные учеными — математиками.

Ученые- математики Сергей Александрович Рачинский Яков Трахтенберг

Принципы сложения 56+8=56+10-2=64; 65+9=65+10-1=74. Простейший способ Сложение двухзначных чисел 34+48=34+50-2=82; 27+31=27+30+1=58. Сложение трехзначных чисел 359+523= 300+500+50+20+9+3=882; 456+298=400+200+50+90+6+8=754. Чтобы прибавить к числу 9, прибавьте к нему 10 и отнимите 1 Если цифра единиц в прибавляемом числе больше5, то число необходимо округлить в сторону увеличения, а затем вычесть ошибку округления из полученной суммы. Если же цифра единиц меньше, то прибавляем сначала десятки, а потом единицы Складываем слева на право, то есть сначала сотни, потом десятки, а затем единицы.

ВЫЧИТАНИЕ   Чтобы вычесть два числа в уме, нужно округлить вычитаемое, а затем подкорректировать полученный ответ. 56-9=56-10+1=47; 436-87=436-100+13=349.

Принципы сложения Использование сочетательного и переместительного законов Пример: Требуется сложить 28, 47, 32 и 13. пользуясь десятичным составом числа, разложим каждое слагаемое на разряды – десятки и единицы: 28=20+8 32=30+2 47=40+7 13=10+3 воспользуемся сочетательным и переместительным свойствами: 20+30+8+2+40+10+7+3 – (переместительный закон) (20+30)+(8+2)+(40+10)+(7+3) – (сочетательный закон) выполняем сложение каждой группы: 50+10+50+10 50+50+10+10 (переместительный закон) 100+10+10=120 выполняем сложение

УМНОЖЕНИЕ  Умножение многозначных чисел на 9 Пример: 576 · 9 Число десятков увеличим на 1 (57+1) и вычтем из множимого 576-(57+1)=576-58=518 К результату приписываем цифру, которая в сумме с единицей множимого будет равна 10: 6+4=10 Итог: 5184 *Аналогично производится умножение на 99 и 999, числа сотен и тысяч увеличиваем на единицу и вычитаем из множимого, в результате приписывается цифра, которая в сумме с единицей множимого будет равна 100 и 1000 соответственно.

Умножение двузначного числа на 11, сумма цифр которого меньше10: 72 ×11= 7 (7+2) 2 = 792 Умножение двузначного числа на 11, сумма цифр которого равна или больше 10: 94 ×11 = 9 (9+4) 4 = 9 (13) 4 = (9+1) 34 = 1034 Умножение двузначного числа на 22, 33. …99 надо последнее число представить в виде произведения однозначного числа (от 1 до 9) на 11, т.е. 44= 4 × 11; 55 = 5×11 и т. д. Затем произведение первых чисел умножить на 11. 48 × 22 =48 × 2 × (22 : 2) = 96 × 11 =1056;

Умножение на число, оканчивающееся на 5: 44 × 5 = (44 : 2) × 5 × 2 = 22 × 10 = 220; если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой – уменьшить во столько же раз, произведение не изменится. Умножение и деление на 4, 8, 16… 213 · 4 = (213 · 2) · 2 = 426 · 2 = 852 124 : 4 = (124 : 2) : 2 = 62 : 2 = 31 Чтобы число умножить на 4, его дважды удваивают. Чтобы число разделить на 4, его дважды делят на 2 Чтобы умножить число на 8 его трижды удваивают. Чтобы умножить число на 16 его четырежды удваивают При делении числа на 8 необходимо его трижды поделить на 2. При делении числа на 16 необходимо его четыре раза поделить на 2

Умножение и деление на 25, 50, 75, 125, 250, 500 484 × 25 = (484 : 4) × 25 × 4 = 121 × 100 = 12100 12100 : 25 = 12100 : 100 × 4 = 484 Чтобы устно научиться умножать и делить на 25 и 75, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 4. Умножение пары чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10 24 × 26 = (24 – 4) × (26 + 4) + 4 × 6 = 20 × 30 + 24 = 624. Числа 24 и 26 округляем до десятков, чтобы получить число сотен, и к числу сотен прибавляем произведение единиц.

Прием округления 1) К одному из слагаемых (уменьшаемому, вычитаемому, множителю, делимому, делителю) добавляем столько единиц, сколько не хватает до нужного нам «круглого» числа. 2) Затем из результата вычитаем столько же единиц, сколько прибавляли. 399+473=400+473=873–1=872 (399 округляем до 400, т.е. прибавляем 1, а затем из результата вычитаем 1) 72–15=((72–2) – 15)+2=(70–15)+2=57 (если уменьшаемое уменьшить на несколько единиц, то остаток или разность уменьшается на соответствующее количество единиц. Следовательно, это количество необходимо прибавить)

Заключение: Приемы устных рациональных вычислений, способствуют повышению общего уровня математического развития;  развивают навык быстро выделять из известных законов, формул те, которые следует применить для решения предложенных задач, содействуют развитию памяти, развивают способность зрительного восприятия математических фактов, совершенствуют пространственное воображение.