12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рябкова Светлана Геннадьевна116
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Культура речи. Публицистический стиль» (7 класс)

ТЕМА УРОКА Публицистический стиль речи. Культура речи. Учитель:Рябкова С.Г.

Функциональные стили речи Книжные стили Разговорный стиль Научный Официально-деловой Язык художественной литературы Публицистический стиль

ЦЕЛИ УРОКА повторить сведения о стилях речи; познакомиться с публицистическим стилем, его чертами и языковыми средствами; научиться определять принадлежность текста публицистическому стилю.

Название стиля Задача речи Сфера употребления. (используется в…) Стилевые черты (обычно высказывание бывает): Жанры Разговорный стиль общение, обмен впечатлениями, мыслями непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми - непринужденным - свободным в выборе слов и выражений диалог Официально- деловой стиль сообщение информации, указание деловых бумагах инструкциях законодательных документах - официальным - точным - бесстрастным законы протоколы расписки доверенности счета объявления Научный стиль сообщение научной информации научных трудах выступлениях на научные темы - обобщенно-отвлеченным - подчеркнуто логичным - точным научная статья учебная литература лекция доклад Язык художествен- ной литературы создание художественного образа, воздействие на мысли и чувства художественных произведениях - конкретным - образным - эмоциональным рассказ повесть роман, стихотворение

ВЕСНА Алексей Плещеев Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней... В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега... Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны... И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось - на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор. В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит... В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.

Дмитрий Сергеевич Лихачев Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) Советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры.   

Учитесь говорить и писать (из книги Д.С. Лихачева) Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С. Лихачёву)

Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова Публиковать – обнародовать Публичный – общественный Публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества Публицист – писатель, журналист, пишущий об актуальных проблемах общества

Публицистический стиль Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. - Эмоциональность - Актуальность - Доходчивость Лексические: – общественно-политическая лексика; – совмещение высокой и разговорной лексики; – антонимы. Синтаксические: - побудительные и восклицательные предложения; - риторические вопросы; - повторы; - однородные члены; - обращения; - использования литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок. В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению (интервью, репортажи). В письменной речи: статьи и заметки в газетах, журналах, очерки.