12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Оксана Владимировна208
Педагог - психолог МАДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад 91" Строитель" г. Улан-Удэ, стаж 15 лет
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Презентация «Психолого-физиологические особенности развития организма детей дошкольного возраста»

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР – Детский сад № 91 «СТРОИТЕЛЬ» г. УЛАН-УДЭ 670033, г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 8 «А», тел./факс.: (3012) 42-50-83 E-mail: madou-91@mail.ru Педагог-психолог I кв. категории Киселева Оксана Владимировна

      В период дошкольного детства (4—6 лет) закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых двигательных навыков. Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического.

      Дошкольный возраст характеризуется ускоренными темпами роста и ограниченными двигательными возможностями. Заметно изменяются пропорции тела. Повышается выносливость организма.       Развитие нервной системы находится уже на более высоком уровне, чем у детей ясельного возраста. Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге. Характерно, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Младшие дошкольники быстро утомляются от однообразных движений, внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому в ходе занятий необходимо ограждать их от длительных, монотонных, непосильных нагрузок, так как это приводит к чрезмерному утомлению. Очень важно предусматривать в режиме чередование разнообразных по характеру игр и занятий. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.

             Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками (Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов.  — 5-е изд. — М., 2000. — С. 163).

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

      Социальная ситуация развития       Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, появляется интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте       Игра. Она оказывает большое влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг сдругом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровыхусловиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

      Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов; самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление       Для мышления в дошкольном возрасте характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях), по терминологии Жана Пиаже.       Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.       Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.       Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.       На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить собственное поведение.

Речь К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Особенности развития речи в дошкольном возрасте:       — речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;       — появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;       — ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;       — ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;       — речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;       — речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

      Восприятие       Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер.      Для восприятия характерно следующее:       — восприятие превращается в особую познавательную деятельность;       — зрительное восприятие становится одним из ведущих;       — воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);       — совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Внимание       В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок акцентирует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.       В этом возрасте:       — значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;       — складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;       — внимание становится опосредованным;       — внимание связано с интересами ребенка к деятельности;       — появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память       Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.       У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет его сферу познавательной деятельности. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.       В среднем дошкольном возрасте (между 4-м и 5-м годами) начинает формироваться произвольная память.       Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.       Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

      Воображение       Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.       К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Действия воображения формируются как замысел в форме наглядной модели; как образ воображаемого объекта; как образ действия с объектом.

             Эмоциональная сфера       Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.       Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.       Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.       Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.       Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

              Развитие мотивационной сферы       Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.       Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.       Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.       Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

              Развитие самосознания       Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.       Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.       Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.  К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.       Усвоение норм предполагает:       а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;       б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;       в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

              Кризис семи лет       Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — М., 1968). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Происходит смена основных переживаний:       — открывается сам факт переживаний;       — возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;       — переживания приобретают смысл.       Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и изменениях социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

                    Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:       — интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);       — личностная (в том числе мотивационная) готовность;       — социально-психологическая готовность;       — готовность эмоционально-волевой сферы.