12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мырова Елена Сергеевна1560
Россия, Москва, Москва

Картотека логопедических наглядно-игровых пособий по автоматизации звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

КАРТОТЕКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Автор: учитель-логопед Мырова Е.С.

Пояснительная записка. Название пособия: «Картотека логопедических наглядно-игровых пособий по автоматизации звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.» Цель: автоматизировать поставленный звук в речи ребёнка. Задачи: -формировать фонематические процессы у дошкольника; -закреплять навык правильного произношения звука; -развивать умение слушать и слышать родную речь; -обогащать лексический строй речи; -формировать навыки словообразования и словоизменения; -учить детей составлять предложения с заданным словом. Игры предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В картотеке указаны игры по автоматизации различных групп звуков. Корректируются различные дефекты звукопроизношения: -Сигматизм свистящих. Игры: «Смайлики», «В миске у киски», «Звёздное небо». -Сигматизм шипящих. Игры: «Воздушные шарики», «Мишкины шишки». -Ламбдацизм. Игры: «Забей в ворота гол», «Спаси колобка», «Луноходы», «Мы делили апельсин» -Ротацизм. Игра «Разноцветные рыбки».

Использование пособий опирается на основную деятельность дошкольного возраста -игровую, что повышает мотивационную заинтересованность детей, что сказывается на результативности коррекционно-образовательного процесса. Игры оформлены ярко, красочно. Пособия заламинированы. Пособия можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Работая в дошкольном образовательном заведении с детьми с ОВЗ, имеющими ТНР, использую данные пособия не только для автоматизации звуков, но и для расширения лексического строя речи, формирования навыка словоизменения и словообразования, развития умения распространять синтаксические конструкции.  

Дидактическая игра «Смайлики» (автоматизация звука С) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –С- в словах и предложения, формирование умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Оборудование: смайлики с многоразовыми липучками, трафарет буквы С. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается назвать предметы, в названии которых встречается звук –С-. 1 вариант. Далее предлагается ребёнку назвать слово со звуком –С- и нажать на смайлика из образа буквы –С- 2 вариант. Ребёнок называет слово со звуком –С-, получает смайлика и приклеивает к трафарету буквы –С-. Много слов на белом свете, Но задание дано: Слово со звуком – С - ты назови И весёлого смайлика получи! 3 вариант. Ребёнку предлагается поиграть в «Жадину» Послушай и продолжи: Моя лиса, мой сундук, мои столы и т.д. 4 вариант. Послушай загадку, назови отгадку (из слов по картинкам) Придумай предложение с этим словом.

Дидактическая игра «В миске у киски» (автоматизация звука С) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –С- в словах и стихах, формирование умения согласовывать существительные с числительными. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная киска с миской, плоскостные сосиски. Ход игры.  1.Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –С-. 2. Посчитай: Одна коляска, две коляски, три..четыре, пять…и т.д. 3.-Познакомься, это наша киска. Киска очень любит сосиски. Накорми киску. Назови слово со звуком –С- и положи сосиску в миску для киски. Выучи стихотворение: В миске у киски вкусные сосиски, Вкусные сосиски в миске у киски.

Дидактическая игра «Звёздное небо» (автоматизация звука З) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –З-. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостное небо, плоскостные звёзды. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –З-. -Посмотри, это звёздное небо. Назови слово со звуком –З- и «зажги» на небе свою звезду. Посчитай звёзды. Как прекрасен небосвод! Звёзды водят хоровод. Мой учитель - звездочёт - строгий им ведёт учёт. Я всего лишь ученик. Звёздный я веду дневник. (Ашомко И.)

Дидактическая игра «Цып-цып-цып, цыплятки!» (автоматизация звука Ц) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ц- в словах, в предложениях, стихах. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная курица, плоскостные цыплята. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Ц-. -Потеряла курица Всех цыплят на улице. Куд-куда, куд-куда Собирайтесь все сюда!  -Помоги маме курице собрать цыплят. Назови слово со звуком –Ц- и возьми цыплёнка. Цып-цып-цып мои цыплятки. Кто играет со мной в прятки? Не найти и не поймать, Невозможно сосчитать. Пересчитай цыплят!

Дидактическая игра «Воздушные шарики» (автоматизация звука Ш) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ш- . Оборудование: буква Ш, разноцветные шарики, клей. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Ш-. -Посмотри какая буква перед тобой, назови. Укрась букву шариками. Но на каждый шарик надо придумать слово со звуком Ш. .

Дидактическая игра «Мишкины шишки»» (автоматизация звука Ш) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ш-. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная сюжетная картинки, плоскостные шишки. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Ш-. -Посмотри, а это мишка. Мишка очень любит собирать шишки. Однажды он своей подружке мышке подарил шишку: - Подружился мишка с мышкой, Подарил ей мишка шишку. Мышка шишке очень рада, Шишка мышке как награда. -Но, к сожалению, остальные мышки-шалунишки решили подшутить над мишкой, прогрызли его мешок и утащили шишки. Помоги мишке заполнить мешок шишками. Назови слово со звуком –Ш- и положи шишку для мишки.

Дидактическая игра «Забей гол» (автоматизация звука –Л-) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Л- в словах, в предложениях, стихах. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостные футбольные ворота, плоскостные футбольные мячи. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Л-. -Скорей на стадион, ура! Нас ждет любимая игра. В ней главное, конечно, гол. Зовется та игра - футбол. -Приглашаю тебя поиграть в футбол. Назови слово со звуком –Л- и возьми футбольный мяч. Предлагается придумать предложения со словами.

Дидактическая игра на автоматизацию звука –Л- «Луноходы» Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Л-, формирование умения согласовывать существительное с числительным, формирование умения согласовывать существительное с прилагательным, формирование умения придумывать предложения. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостные луноходы. Ребёнку предлагается инструкция. Посмотри на картинку, мы отправимся в путешествие на луну. Но, для того, чтобы исследовать Луну, нам необходимо собрать лунные машины- луноходы. Назови слово со звуком –Л- и ты получишь луноход. -Пересчитай, сколько у тебя луноходов. -Подбери слова-признаки к слову «луноход» -При думай предложение со словом «луноход».

Дидактическая игра «Спаси колобка» (автоматизация звука Л) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Л- в словах, предложениях. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная лиса с колобком, плоскостные яблоки. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Л-. Однажды колобок спрыгнул с окошка и отправился в путешествие. Долго путешествовал колобок, но тут встретился с лисой. А лиса была голодная-преголодная и сказала: «Колобок, я тебя сейчас съем!» Спаси колобка! Накорми лису яблоками. Назови слово со звуком Л и предложи лисе яблоко.

Ребёнку предлагается назвать слово со звуком –Ль- И получить дольку апельсина. Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для лисят, Эта долька для телят, Эта долечка- для льва, Ну а волку- кожура. Дидактическая игра «Мы делили апельсин» (автом-ия звука Ль) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ль- в словах, стихах. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостной апельсин, плоскостные дольки апельсина. Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Ль-.

Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» (автоматизация звука –Р-) Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Р-, формирование умения согласовывать существительные с числительными и прилагательными, , формирование умения образовывать родственные слова, формирование умения составлять предложения с заданным словом. Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостной сюжет морского дна, плоскостные разноцветные рыбки. Ход игры. 1.Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Р-. Далее ребёнку предлагают заполнить море разноцветными рыбками. Но, как говориться в пословице: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Рыбки плавали, ныряли, В прятки весело играли. Слово со звуком –Р- ты назови И рыбёшку в море запусти. Ребёнок называет слово со звуком –Р-, берёт рыбёшку и запускает в море.. 2.Предлагается посчитать рыбок. 3.Предлагается подобрать к слову рыба слова-признаки. 4.Предлагается подобрать слова-родственники к слову «рыба»(рыбёшка, рыбка, рыбак, рыбный, рыболов и т.д.) 5.Предлагается придумать предложение с заданными словами.