12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонтьева Лидия Геннадьевна188
Россия, Ханты-Мансийский АО, Каменное

Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков «Мы дети большой страны»

Комплексная программа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «Мы дети большой страны» Разработчики:   Заместитель директора по воспитательной работе Леонтьева Лидия Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ «Каменная СОШ» Стацун Елизавета Николаевна с. Каменное 2016 год

I. Обоснование Детский оздоровительный лагерь предполагает прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, его оздоровление, также невозможно переоценить значимость летнего периода для воспитания детей и подростков, расширения их кругозора. Происходящие в мире события заставляют задуматься об утрате современным обществом таких ценностных ориентиров, как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, вера и духовность, культура и история народа. Уникальность нашей Программы, направленной на патриотическое воспитание детей и подростков, в том, что, играя, снимая накопившееся за год напряжение, восполняя израсходованные силы, восстанавливая здоровье, дети и подростки будут познавать историю России, её духовные, нравственные и культурные ценности, военные и спортивные достижения страны. Не случайно поэт Сергей Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». Содержание деятельности лагеря направлено на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой работу в две смены.

Мы назвали нашу программу «Мы дети большой страны» не случайно. Основная идея программы – путешествие по Федеральным округам России с целью познакомить детей и подростков с особенностями Федеральных округов России, с культурными традициями и духовно-нравственными ценностями народов, населяющих каждый округ, с городами, имеющими историческое значение для России, изучить жизнь замечательных людей, живших и живущих ныне в девяти Федеральных округах России (Герои России, Герои Советского Союза, великие полководцы, маршалы, русские святые, художники, поэты, писатели, музыканты, политики, важные государственные деятели, учёные, спортсмены). Наше путешествие будет необычным: чтобы рассмотреть нашу великую Россию с высоты птичьего полёта, мы решили путешествовать на огромном Воздушном шаре. Перед началом путешествия ребята увидят карту России, поделённую на Федеральные округа, однако ещё не раскрашенную. Изюминка в том, что раскрасят карту сами ребята, по мере того как будут познавать новую информацию о каждом Федеральном округе. В итоге бесцветная карта за две лагерные смены должна превратиться в красочную. Каждая смена длится двадцать один день, поэтому тема первой смены: «От Камчатки до Поволжья», тема второй смены: «От Крыма до Калининграда». 1–я смена.

Чтобы заинтересовать ребят, мы придумали легенду о том, что Машина времени перенесла из Древней Руси в 2016 год девочку Младу и мальчика Ярослава. Дети не могут понять, в какой стране оказались, ведь они из 1016 года. Что-то случилось с Машиной времени. Пока учёные решают, как отправить Младу и Ярослава назад, ребятам предлагается совершить вместе с гостями из прошлого путешествие на Воздушном шаре по просторам нашей необъятной Родины и показать Младе и Ярославу, какой огромной, прекрасной, многонациональной стала наша страна. Не секрет, что духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. .

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни, вырабатывается дисциплина, потребность в соблюдении режима дня, что может сыграть положительную роль в жизни тех ребят, которые будут проходить службу в рядах Российской армии, а также и тех, кто свяжет своё будущее с профессией военного. Программа включает в себя разноплановую деятельность по трём направлениям: духовно-нравственному, историко-краеведческому и военно-спортивному. Формы работы самые разные: ролевые, спортивные и интеллектуальные игры, устные журналы, творческие встречи, исследовательские проекты, военизированные эстафеты, акции, фестивали и другие. Программа летнего оздоровительного лагеря «Мы дети большой страны» опирается на следующие принципы. Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; в учёте интересов учащихся, их индивидуальности.

Программа разработана с учетом следующих законодательных Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: - Конституция РФ. - Закон «Об образовании РФ». -  Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. - Постановление Главы муниципального образования Октябрьского района «Об утверждении Положения об организации отдыха детей и подростков в лагерях с дневным пребыванием детей при образовательных учреждениях в каникулярное время» - Постановление Главы сельского поселения Каменное «Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодёжи». - Устав школы. - Положение о лагере дневного пребывания. - Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. - Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий. - Должностные инструкции работников. - Заявления от родителей. - Акт приемки лагеря. - Планы работы.

II. Цели и задачи программы Цель программы Патриотическое воспитание и физическое развитие детей и подростков через изучение истории России, её духовных, нравственных и культурных ценностей, военных и спортивных достижений страны.

Задачи 1.Создание условий для комплексного формирования единства патриотического воспитания и физического развития детей и подростков, для организованного отдыха детей. 2. Формирование интереса к различным видам деятельности. 3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка. 4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

III. Содержание программы № дня Мероприятия I смены 1 день «Здравствуй, это я!» Открытие первой смены «От Камчатки до Поволжья». Знакомство с режимом дня и направлением деятельности лагеря Оформление уголка лагеря «Мы дети большой страны». Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности. 2 день «Путешествие начинается» Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены). Викторина «Знаешь ли ты историю России» Начало путешествия «Знакомство с гостями из прошлого». Игры народов Камчатки и Дальнего Востока. 3 день «Дальний Восток: сила, богатство, гордость России » Исследовательский проект « Заглянем в глубины морей и океанов » Конкурс рисунков « Рыба, я тебя знаю» Творческая мастерская .Украшения из бисера якутов. 4 день «Камчатка-край Огнедышащих Гор и горячих фонтанов » Презентация «Вулканы Камчатки» Военно-спортивная зарница «Морское рандеву» Литературная гостиная «Пушкин – наше всё!»

Начало путешествия

5 день « Ожившая легенда» Устный журнал «Мифы и легенды Древней Якутии» Творческая мастерская . Якутские украшения, омулеты из бисера. 6 день «Сказание о земле Сибирской» Историко- краеведческое путешествие в Сибирь. Презентация. Интеллектуальная игра «Байкал-жемчужина Сибири» 7 день « Великие люди великого края» «Красноярск — столица края» его достопримечательности. Конкурс знатоков. Исследовательский проект «Мы гордимся» 8 день День здоровья « Алтай– уникальная природная аптека.». Заседание научного кружка. «Что такое алтай – шатра?». Игры с жителями Алтая. 9 день День России Спортивно-массовое мероприятие в рамках Дня независимости России. Веселые эстафеты. 10 день «День строевой подготовки» Смотр строя и песни. Конкурс кроссвордов «Оружие, доспехи воинов России» 11 день День любознательных Что мы узнали о Сибирской земле? Конкурс кроссвордов. Игра – приключение «Сибирский Экстрим».

12 день «Урал-каменный пояс России» Путешествие продолжается «Урал — рубеж Европейской и Азиатской частей России». Презентация. "Легенды батюшки Урала» Путешествие по станциям. 13 день «Малая родина» «Югра - целый мир  красоты»  К 85- летию Ханты-Мансийского АО. Конкурс рисунков и поделок. Игры народов ханты и манси. Югра спортивная. 14 день Урал героический Беседа « Челябинск в истории моей страны». «Подвиг жителей Урала во время ВОв». Просмотр документального фильма. 15 день День сказок «Путешествие по сказкам П.Бажова» Конкурсное соревнование между командами. Рисунки по сказкам и путешествию по Уралу. 16 день Волга-матушка река. Путешествуем по Волге, изучаем русские города. «Широкая русская душа» Конкурс русских народных песен. 17 день Герои славных дел Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - герои славных дел. Художественная мастерская «Народные промыслы жителей Поволжья» 18 день День памяти Вахта Памяти. Акция «Никто не забыт и ничто не забыто» Беседа «Земляки в годы войны». Кроссворд «Герои и полководцы».

19 день День бережливости Этическая беседа «Хлеб всему голова». Золото хлебов Поволжья. Экологическая акция « Землянам чистую планету» День День танца Танцы народов Поволжья. Фестиваль талантов. день Закрытие I смены Праздничный концерт. Планета «мульти-пультия» Торжественное закрытие I смены

№ дня Мероприятия II смены 1 день «Давайте познакомимся!» Открытие II смены. Знакомство с режимом дня и направлением деятельности лагеря Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности. 2 день «Путешествие продолжается» Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены). Путешествие продолжается. Крымский федеральный округ. Акция «Мы вместе: Россия – Крым» 3 день «Чудеса в решете» Устный журнал «Никитский ботанический сад» Фотовыставка. Конкурс рисунков «Природа Крыма» 4 день « Дальше, выше, больше» Интеллектуально-познавательная игра по национальным традициям Крыма «Кладоискатели» «Мир во мне и я для мира» Спортивные игры. 5 день «День семьи» Презентация «Кто такие Пётр и Февронья?» Мы чтим преданья старины глубокой…. Проект «Моя семья»

6 день «Это Кавказ!» «Праздник дружбы, толерантности и доброты» КТД. Танцы, национальные блюда. 7 день « Я здоров» «По следам Робинзона» Заочно-приключенческое путешествие по курортным местам Кавказа. Хип-хоп за здоровый образ жизни. 8 день «День юмора» Малый КВН «Растительный и животный мир Северного Кавказа» Шоу «Мальчишек-шалунишек». Подвижные кавказские игры. 9 день « Кубань –земля такая!» Игра «Что? Где? Когда?» История Краснодарского края Просмотр фильмов и мультфильмов. 10 день День Истории Акция «Как это было. Герои Сталинградской битвы» Военно-спортивная игра «Юный разведчик» 11 день «Олимпийский день» Олимпийские игры «Сочи-2016» - «Готов к труду и обороне!» Конкурс «Знаете ли вы?» Российские спортсмены и их достижения. Правила дорожного движения – должны знать все. Дорожная азбука в загадках. Игра « Волшебное колесо» (по правилам ДД) 12 день «Неболей-ка» Викторина «Овощи, ягоды и фрукты Астрахани» Кружок «Спортивные танцы». Дискотека.

13 день День Москвоведения Виртуальная экскурсия «Москва-столица нашей Родины» Игра «Поле чудес» Московский Кремль. 14 день «Золотое кольцо» Исследовательская работа «По золотому кольцу России» Русские народные подвижные игры 15 день «День игр» Русские народные подвижные игры. «Самый, самый, самый…» Конкурс знатоков русских загадок, пословиц и поговорок. 16 день «День встреч» Ролевая игра «Великие русские государи» Что я знаю о Петре I? Игра «Морская баталия». 17 день «День памяти» Подвиги ленинградцев, новгородцев в истории нашей страны. Конкурс рисунков на асфальте « Пусть всегда будет солнце!» 18 день «День очумелых ручек» Презентация «Вологодское кружево» Творческая мастерская «Семь раз отмерь-один раз отрежь» 19 день «Янтарный край» «Тайна янтарного края» Турнир смекалистых. Инсценировка «Легенды о Юрате». «По морям, по волнам…» Наши северные моря. Путешествие любознательных.

20 день «В объективе – МЫ!»» Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Оформление альбома. «Угадай фото» Конкурс «Лучшая фотография» «Лучший фотограф» 21 день Путешествие закончено. Закрытие лагеря. «Провожаем гостей из прошлого» Праздничный концерт. Развлекательные мероприятия.

Конец путешествия

IV. Кадровое обеспечение № п/п Должность Количество ставок 1 Начальник лагеря 1 2 Воспитатель 1 3 Вожатый 0,5 4 Физрук 0,25 5 Медицинский работник 1 6 Завхоз 1 7 Повар 1 8 Кухонный работник 0,35 9 Мойщик посуды 0,8 10 Уборщик 2

V. Механизм реализации 1. Сроки реализации Программа рассчитана на две смены по 21 дню (июнь – июль 2016 года) 2. Этапы реализации Программы Подготовительный этап (март 2016 г.) (подбор материала, оформление Программы) 2. Организационный этап (май 2016 г.) ( выступление на родительском собрании: ознакомление с целью, задачами, направлениями Программы (презентация программы для родителей, законных представителей). 3. Основной этап (июнь – июль 2016 г.) (непосредственная практическая реализация программы) 4. Итоговый период (июль 2016 г.) (определение результативности реализации программы, ожидаемые и достигнутые результаты)

VI. Предполагаемые затраты и источники финансирования, смета расходов Наименование затрат Сумма (т.р.) Источник финансирования Заработная плата     1 смена 126 000 Школа 2 смена 55 000 Управление образования и молодежной политики 71 000 Школа Развивающие игры 5000 Управление образования и молодежной политики Наградная атрибутика 5000 Управление образования и молодежной политики Канцелярские принадлежности 5000 Управление образования и молодежной политики Хозяйственные расходы 8000 Управление образования и молодежной политики Картридж для принтера 3000 Управление образования и молодежной политики

VII. Количество смен 1–я смена «От Камчатки до Поволжья» 2–я смена «От Крыма до Калининграда» Цель: познакомить детей и подростков с особенностями Федеральных округов России, с духовными и нравственными ценностями народов, населяющих каждый округ, с городами, имеющими историческое значение для России, изучить жизнь замечательных людей, живших и живущих ныне в Федеральных округах России (Герои России, Советского Союза, великие полководцы, маршалы, русские святые, художники, поэты, писатели, музыканты, политики, спортсмены)

VIII. Место проведения Летний оздоровительный лагерь при МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа» 1. Комната-штаб 2. Игровая комната 3. Спортивный зал 4. Актовый зал 5. Комната релаксации 6. Столовая 7. Медицинский кабинет 8. Пришкольная площадка

IX. Общее количество детей-участников за сезон - 70 1-я смена – 40 человек 2-я смена – 30 человек

IX. Общее число участников за сезон - 80 Детей – 70 Взрослых - 10

X. Сведения о географии участников В Программе принимают участие учащиеся МКОУ «Каменная СОШ», проживающие в селе Каменное Октябрьского района ХМАО-Югры.

XI. Условия участия в Программе Дети и подростки С 6 до 17 лет. Добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

XII. Схема управления Программой Дети и подростки Начальник лагеря Воспитатель Вожатый и физрук Социальные партнёры (Сельская библиотека, ГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району, Центроспас «Югория») Родители

XIII. Ожидаемые и достигнутые результаты Ожидаемые результаты - Сформировано осознанное отношение к себе, как к части большой страны. -  Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. - Личностный рост участников смены. - Сформированы качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру. - Сформирован интерес к различным видам деятельности. Достигнутые результаты

XIV. Особая информация и примечания Методическое обеспечение программы применение методики КТД; Применение ИКТ, проектных технологий; обучающие семинары по летнему отдыху; интернет-ресурсы, библиотечные ресурсы.