12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Смирнова Инга Викторовна274
В недавнем прошлом — учитель русского языка и литературы. В настоящем — учитель-дефектолог и методист. В будущем — время покажет! :-)
Россия, Калининградская обл., Багратионовск

Презентация «Клиповое мышление»

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И.В. Смирнова, учитель-дефектолог Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической и социальной помощи Багратионовского городского округа» Багратионовск, Калининградская обл. 2014

Что характерно для современной молодёжи? Нарушения возрастного развития нервной системы Возбудимость, впечатлительность, непоседливость Ограниченность объема переработки информации Гиперактивность, потребность в новизне, поиск сильных ощущений, нетерпеливость, склонность к конфликтам Неспособность общаться в социуме – защита от проблем, способ десоциализации

Мнение СМИ и телевидения: многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением.

Клиповое мышление: Что это такое? Каким образом оно может влиять на: – восприятие окружающего мира; – способность к анализу информации; – систему морально-этических ценностей.

Этимология термина Сlip (англ. - стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка). Термин «клиповое мышление» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов.

По аналогии… …при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.

Психологические особенности при клиповом мышлении Неспособность сосредоточиться Фрагментированное потребление информации Ослабление аналитических способностей Снижение коэффициента усвоения знаний Ослабление чувства сопереживания, ответственности Компьютерная зависимость Повышенная эмоциональность и возбудимость Ухудшение социальных навыков общения Эгоизм и безответственность за последствия своих действий

«Перлы» клипового мышления: Самое главное событие в России – это когда война наступила. Тогда произошло много чего важного. Фашисты, например, очень близко подошли к России, окружили её и стали бомбить из танков. Потом всё наладилось, правда, я пока ещё не знаю как. Из всех президентов у нас было три хороших – Иван Грозный, Ленин и Владимир Владимирович Путин. Иван Грозный очень хорошо страной владел. При нём ничего плохого не было. Он обязательно предупреждал, когда война начиналась, и все люди успевали спрятаться в метро. Там и ночевали, ели хлебушек с водой, другую пищу. Ленин тоже был хороший. Он постановил, чтобы людям на всей Земле в башмачки клали подарочки – маленькие игрушки, брелоки, самолётики. С тех пор так и бывает. А Владимир Владимирович Путин – очень хороший президент. Он защищает Россию от немцев. Путин живёт в Кремле и всё время смотрит вдаль. Если где-нибудь далеко-далеко появится танк, Путин тут же предупреждает своих бойцов. Бойцы прощаются с мамами и уходят на фронт. При Путине Россия стала ярче, краше и красивее. Появилось много деревьев и домов из разноцветных камней. Не то что сто лет назад, когда все дома были из старых поскребанных кирпичей. (Лиза Луцюк, школа № 330)

«Перлы» клипового мышления: Самое значимое событие - Великая Отечественная война. Тогда фашисты начали большой набег на нашу территорию. Но отважные русские люди им в этом помешали. Из правителей я знаю жестокого Ивана Грозного и умного Петра Первого, который любил строить корабли в Питере. Ленин как-то был связан с коммунизмом, но я не уверена. А Сталин - это высокий человек с темными волосами. Все они управляли страной хуже Путина, потому что люди всегда возмущались. А сейчас живется лучше всего, потому что ничего не происходит и ни с кем воевать не надо. (Ольга Тюльпина, 6 «Г», школа N 992)

«Перлы» клипового мышления

«Перлы» клипового мышления

Клиповое мышление: особенность врождённая или приобретённая? Человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Эффект обратного действия СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.

Эффект обратного действия Текст статей разбивается на смысловые блоки небольшого объёма (2 – 3 абзаца), состоящие из коротких фраз. Главная задача такого текста – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. Роль читателя сводится к простому потреблению информации.

Эффект обратного действия Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах (например, «Шлем ужаса» Виктора Пелевина). Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники (самый яркий пример – «Матрица»). Вывод: Система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.

Стиль мышления и успешность в жизни Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе одно из главных требований – уметь анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения. То есть способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. Создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления.

Прогноз Носители клипового мышления будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Что делать? Участвовать в тренингах, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.

Что делать? Читать! (но не клиповую литературу) Закреплять прочитанное: обсуждать конспектировать рецензировать и т.д. Всё это способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.