12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Марина Луканина48
Россия, Пермский край, пгт.Октябрьский

Мастер-класс по постановке звука «Р»

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р

1 ЭТАП: Упражнения для разминки Постановка звука Р - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки

2ЭТАП:Упражнения на постановку звука Р Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.

Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.

Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».

Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

3 ЭТАП. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р. 1. Произношение изолированного звука [р]. Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д. «Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р.

2. Автоматизация звука [р] в слогах Тра-тра-тра; дра-дра-дра; тра-тра-тро; дро-дро-дро; тру-тру-тру; дру-дру-дру; тры-тры-тры; дры-дры-дры; тра-тро, тру-тры; дра-дро; тро-тра, тру-тра; дры-дра; тор-тра-тру; дра-дро-дру; тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру.

3.Автоматизация звука [р] в обратных слогах Атр-атр-атр-атр; отр-отр-отр-отр; утр-утр-утр-утр-утр; ытр-ытр-ытр-ытр; ятр-ятр-ятр-ятр; етр-етр-етр-етр-етр;

4.Автоматизация звука [р] в открытых слогах Ра-ра-ра-ра; ра-ро; ро-ро-ро-ро; ры-ру; ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро; ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.

5.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных Пра-про; бра-бро-бру; пру-пры; вра-вро; про-пру-пры; вру-вры; бра-бро; вро-вро-вру-вры. бру-бры;

6.Автоматизация звука [р] в словах  Трава, трап, трал, люстра, трактор, траншея, трапеция, трамплин, тростник, тракторист, траншея, трамвай, канистра, матрац, завтра, тетрадь, транспорт, завтракать. Утро, трос, метро, тропа, тройка, тропики, трость, патрон, матрос, тротуар, тростник, тропинка, альбатрос, троллейбус.

7.Автоматизация звука [р] в словах со слогом ра,ро,ру,ры Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета, ракетка. Рог, рот, рожь, Рома, роза, рога, рота, рост, Родина, рожок, рожки, робот, урок, корова, коробка, Рысь, рыба, рыбак, рынок, рыжик, корыто, норы Рука, рукава, ружье, ручей, ручка, паруса, рубашка, рукавицы, кенгуру, карусель, фоторужье, бурундук.