12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Корнеева Надежда Вячеславовна110

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения

Всероссийский конкурс для педагогов дошкольного образования на лучший индивидуальный образовательный маршрут Разработала и реализовала педагог-психолог дошкольного отделения Корнеева Надежда Вячеславовна

Девочка Кира (5 лет 5 месяцев), живет с родителями и младшей сестрой (разница в возрасте 2 года). Поступила в дошкольное отделение в возрасте 3-х лет, в 4 года врачи выявили у ребенка нарушения зрения: смешанный астигматизм, амблиопия средней степени обоих глаз. У девочки наблюдались медленный темп деятельности, неуверенность в себе, эмоциональная нестабильность, трудности формирования сенсорной сферы, недостаточность развития мелкой и крупной моторики, нарушение связности и логичности речевых высказываний. Родители уделяли ребенку много времени, но не понимали необходимости создания для Киры особых условий. В учреждении есть кабинет охраны зрения, где девочка получала лечение, назначенное врачом-офтальмологом. Специалисты дошкольного отделения рекомендовали пройти ЦПМПК. Родители предоставили заключение ЦПМПК, в котором в соответствии с состоянием здоровья и образовательными потребностями было рекомендовано предоставление специальных условий образования в образовательной организации: -ребенок нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; -Адаптированная основная образовательная программа для слабовидящих детей. Специалистами психолого-педагогической службы было проведено комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования: выявление уровня и особенностей актуального развития ребенка; выявлены резервные возможности ребенка, определены основные направления, формы и сроки специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в образовательном комплексе возможностей. В ходе обсуждения на ППк результатов обследования ребенка, было выявлено, что одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения - ориентировка в пространстве у Киры находилась на начальной стадии формирования: не сформирована схема тела, трудности в понимании и словесном обозначении пространственного положения предметов, трудности ориентировки в макро пространстве. Выявленные сложности развития не позволяют педагогу- психологу формировать у ребенка пространственно-временные представления, так как не сформирован базовый уровень данной функции. Поэтому ППк было принято решение ввести в ИОМ дополнительный раздел коррекционно-развивающей работы: педагог-психолог-коррекция и развитие пространственной сферы. Пояснительная записка

Заключение ЦПМПК Адаптированная основная образовательная программа для слабовидящих детей Педагог-психолог: развитие регуляторного компонента деятельности, пространственно-временных представлений, познавательной активности, сенсорно-перцептивных процессов + коррекция и развитие пространственной сферы Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи. Учитель-дефектолог (тифлопедагог): развитие и коррекция зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Направления коррекционной работы в образовательной организации (ЦПМПК г . Москвы)

Примерный учебно-тематический план* к коррекционно-развивающей программе педагога-психолога по развитию пространственной сферы для детей 6 лет № Название темы Количество часов 1 Схема тела 5 2 Определение формы предметов 1 3 Геометрические фигуры 1 4 Величина. Сравнение предметов по высоте. 1 5 Величина. Сравнение предметов по длине. 1 6 Схематичное изображение предметов 2 7 Ориентировка на плоскости 2 8 Ориентировка в пространстве 2 9 Конструирование из геометрических фигур 2 10 Освоение внешнего пространства 3 11 Микро ориентировка на поверхности листа 3 12 Определяем стороны (части) игрушек и окружающих предметов 2 13 Ориентировка с помощью всей сенсорной сфе­ры 2 14 Пространственные схемы и диктанты 2 15 Конструирование и копирование 2 16 Логико-грамматические речевые конструкции 3   Всего часов: 34 Один час в учебно-тематическом плане соответствует возрастным требованиям санитарных норм. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15 мая 2013 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций) *Количество занятий по темам может варьироваться в зависимости от образовательных потребностей ребенка. **Согласно ФГОС ДО пункт 2.7. «содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности». Указанная норма означает, что содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. (Комментарии к разделу II пункта 2.7.)

Индивидуальный образовательный маршрут (направления работы педагога-психолога) Выявленные нарушения Задачи коррекционной работы Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений Рекомендации для родителей Планируемые результаты Пространственная сфера: Несформированность пространственных представлений (право-лево; верх-низ; топологические и координатные ошибки)   1.Закреплять представление о собственном теле. 2.Учить ориентироваться в пространстве с привлечением сохранных анализаторов. 3.Совершенствовать умение ориентироваться в макро и микро пространстве 4.Ориентировка на поверхности листа бумаги «от себя».   «Тень» «Робот» «Части лица» «Упрямый фотограф» «Кукла» Упражнение «Портрет друга» Рисуем человека «Зеркало» «Путаница» «Выше — ниже» «Спереди—сзади» «Дальше—ближе» «Право—лево» «Солнышко» «Скульптор» «Контролер» «Команда чемпионов» «Узнай по схеме» Графические диктанты Закреплять навык при помощи игр: «Выше — ниже». «Спереди—сзади». «Дальше—ближе». «Право—лево». Графические диктанты Уверенно чувствует себя в макро и микро пространстве.   Сформированность представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях   Просранственно-временные представления: Несформированность пространственно-временных представлений 1.Формировать пространственно-временные представления «Мультфильм» «Впереди, позади» «Времена года» «Месяцы года» «Части суток» «Дни недели» «Что за чем?» «Кто за кем?» «Вчера, сегодня, завтра» «Последующий, предыдущий» «Числовой ряд» «Продолжи ряд» Закреплять навык при помощи игр: Любые последовательности Сформированность пространственно-временных представлений Произвольная сфера: Испытывает трудности планирования и контроля.   На результат действия ориентируется частично   1. Учить работать по образцу и правилу. 2.Учить контролировать свои действия. 3. Учить ребенка ориентироваться на результат действия 4.Продолжать развивать целенаправленность, самостоятельность в предметной деятельности «Парад» «Да и нет» «Болгария» «Скалолаз» «Реакция выбора» «Азбука Морзе» «Замри!» Игры по правилам Закреплять навык при помощи игр: «Замри!», «Повтори!» Все игры по правилам   Способность контролировать и регулировать свои действия и поведение.   Способна ориентироваться на результат деятельности.  

Выявленные нарушения Задачи коррекционной работы Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений Рекомендации для родителей Планируемые результаты Внимание:   неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная. Трудности переключения.   1.Развивать способность концентрировать произвольное внимание 2.Совершенствовать зрительное внимание. 3.Развивать слуховое внимание.   «Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Прятки» «Корректурные задания» «Что изменилось?» «Заплатки», «Карты-мяу» «Я иду искать» «Палитра» «Где ошибка?» Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное - несъедобное», «Найди отличия», лабиринты.       Повысить уровень концентрации, переключения и объема внимания. Память:   Недостаточный объем зрительной памяти   1. Развивать способность к произвольному запоминанию. 2.Повышать объем произвольной памяти.           «Мы ходили в зоопарк» «Послушай и запомни» «Посмотри и запомни»; «Что изменилось?» «Кто в домике живет?» «Парочки» «Палитра» «Магазин» «Ритмы» Вопросы по тексту, картинке «Дама сдавала в багаж» Закреплять навык при помощи игр: «Посмотри и запомни»       Повысить объем зрительного запоминания Мышление: Недостаточная сформированность функции обобщения   Трудности в установлении логических связей и отношений между понятиями 1.Закрепить умение выделять признаки предмета 2. Учить анализировать 3. Формировать операции вербальной актуализации логической связи. 4. Учить строить последовательные умозаключения. «4-й лишний» «5-й лишний» «Что сначала? Что потом?» «Часть и целое» Классификация «Ассоциации» «Аналогии» «Загадки» «Мультфильм» «Продолжи ряд» «Ребусы» «Головоломки» «Недостающий элемент» «Лабиринты» «Самое непохожее» Закреплять навык при помощи игр: «Мы сажали огород» «Раздели на группы»   «Ребусы» «Головоломки» «Недостающий элемент» «Лабиринты» Функция обобщения сформирована   Может устанавливать логические связи и отношения между понятиями.   Умеет строить последовательные умозаключения. Сенсорно-перцептивные процессы 1. Развивать скорость восприятия объектов. «Тактильное лото» «Кто позвал?» «Что бывает..?» «Волшебный мешочек» «Чико логик» «Найди пару» «Зашумленные картинки» «Лото» «Узнай звук» Игры с песком, водой, крупами Закреплять навык при помощи игр: «Узнай на ощупь» Игры с водой, крупами.   Воспринимает окружающие стимулы константно, предметно и обобщенно. Темп деятельности позволяет продуктивно осваивать учебную программу.

Результаты диагностики ФИО: Кира Подготовительная группа

Выявленные нарушения Начало года Задачи коррекционной работы Рекомендации для родителей Планируемые результаты Достигнутые результаты Конец года Внимание: неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная. Трудности переключения. 1.Развивать способность концентрировать произвольное внимание 2.Совершенствовать зрительное внимание. 3.Развивать слуховое внимание. Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное - несъедобное», «Найди отличия», лабиринты.     Повысить уровень концентрации, переключения и объема внимания. Уровень объема и переключения внимания повысился. Память: Недостаточный объем зрительной памяти 1. Развивать способность к произвольному запоминанию. 2.Повышать объем произвольной памяти. Закреплять навык при помощи игр: «Посмотри и запомни»   Повысить объем зрительного запоминания Объем произвольной зрительной памяти –без изменений Мышление: Недостаточная сформированность функции обобщения 1.Учить выделять признаки предмета 2. Развитие способности сравнивать предметы по различным признакам   «4-й лишний» «Что сначала? Что потом?»«Часть и целое»Классификация «Ассоциации» «Аналогии» «Загадки» Сформировать функцию обобщения.   Выделяет основные признаки предмета   Функция обобщения в стадии формирования.     Сенсорно-перцептивные процессы 1. Формировать сенсорные эталоны: цвета, формы, величины 2. Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия. 3. Развитие скорости восприятия объектов. Закреплять навык при помощи игр: «Узнай на ощупь» Игры с водой, крупами.   Сформированы сенсорные эталоны. Воспринимает окружающие стимулы константно, предметно и обобщенно. Сенсорные эталоны в стадии формирования. Воспринимает окружающие стимулы константно, предметно и обобщенно. Познавательная активность: 1.Стимулировать познавательную активность ребенка 2.Стимулировать исследовательскую деятельность Закреплять навык при помощи игр: Игры-эксперименты Стремится исследовать окружающий мир, проявляет любознательность   Стремится исследовать окружающий мир, проявляет любознательность   Пространственная сфера: Несформированность пространственных представлений (право-лево; верх-низ; топологические и координатные ошибки)   1.Формировать представление о собственном теле. 2. Развивать умение ребенка ориентироваться в макро пространстве. 3.Совершенствовать умение ориентироваться в микро пространстве. 4.Учить ориентироваться в пространстве с привлечением сохранных анализаторов. Закреплять навык при помощи игр: «На какой руке (ноге) браслет, веревочка?» «Выше — ниже». «Спереди—сзади». «Дальше—ближе». «Право—лево». Сформированность представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях частей собственного тела: -по отношению к собственному лицу; -по отношению к телу в целом; -по отношению к руке. Уверенно чувствует себя в макро и микро пространстве. Представления ребенка о пространственных представлениях в активной стадии формирования. Произвольная сфера: Испытывает трудности контроля.   На результат действия ориентируется частично   1. Умение работать по образцу и правилу. 2.Умение контролировать свои действия. 3. Учить ребенка ориентироваться на результат действия «Замри!», «Повтори!» Все игры по правилам   Способность контролировать и регулировать свои действия и поведение. Способен ориентироваться на результат деятельности. Функции контроля, регуляции и планирования своих действий и поведения в начальной стадии формирования.   Коммуникативная сфера: Недостаточность способов конструктивного общения со сверстниками.   1. Стимулировать эмоциональные контакты между детьми 2.Организация совместной предметной деятельности Расширение круга общения ребенка на площадке, в кружках и секциях Расширение способов конструктивного общения со сверстниками Расширился круг общения и способы взаимодействия со сверстниками.

Заключение специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение     Фамилия, имя ребенка: Кира Дата рождения: 2011 Рекомендованная ЦПМПК образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа для слабовидящих детей. Направление коррекционной работы по заключению ПМПК: Педагог-психолог: Развитие регуляторного компонента деятельности, пространственно-временных представлений, познавательной активности, сенсорно-перцептивных процессов   Актуальное развитие ребенка: Умственное развитие ребенка: высокий уровень развития функции запоминания и воспроизведения слухоречевой информации, функция обобщения сформирована, функции синтеза и анализа в активной стадии формирования. Объем, переключение и концентрация в пределах возрастной нормы. Кира не всегда способна ориентироваться на результат деятельности. Пространственная сфера сформирована по возрасту. Пространственно-временные представления в активной стадии формирования. Самооценка завышена, уровень тревожности в пределах возрастной нормы. Речевое развитие: запас знаний и представлений об окружающем мире соответствует возрасту, объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации. На контакт со взрослыми идет охотно, может использовать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.   Заключение: Эмоциональные и коммуникативные компетенции в активной стадии формирования. Старается взаимодействовать в соответствии с предложенной ролью, согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Функции контроля, планирования действий в стадии формирования.     Рекомендации: Продолжить коррекционно-развивающую работу с ребенком по АООП для слабовидящих обучающихся для закрепления достигнутых результатов, направленных на помощь в адаптации в условиях школьного обучения и контроля за развитием произвольной сферы.   Педагог-психолог: Корнеева Надежда Вячеславовна

Учебно –методическое обеспечение Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику.-СПб.: Питер, 2000. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю внимание. – СПб.: Питер, 2000. Корнеева Н.В. Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста. М., 2013. Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. М.: Генезис, 2016. Медова Н. В. Зрительная гимнастика. http://festival.1september.ru/articles/528263/ Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.-М.:ВЛАДОС, 2005 Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта.-М.:АРКТИ, 2016. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М., 2005. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. М., 2006. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998г. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет.-Ярославль: Академия развития, 2001 Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1997 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Ярославль, 1998. Цветик - семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет; под ред. Н.Ю. Куражевой. СПб.: Речь, 2016. 

Диагностика пространственной сферы Приложение 1 Анализ и синтез пространственного взаиморасположения. Пространственно-временные представления. 4 год обуч 1 – 2. Понимание пространственных предлогов и наречий: 3.Владение понятиями: лево, право, слева, справа, левее, правее и т.п. 4. Ориентировка в микропространстве (верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины, сверху вниз, снизу вверх). 5.Владение сложными пространственно-речевыми конструкциями, например, покажи, где бочка на ящике, где, ящик под бочкой. Уровень 5/5 - 1/5 Высокий средний низкий   1. Вертикальная ось: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между. 2. Горизонтальная ось: ближе, дальше, перед, за, спереди от …, сзади от… н/г             к/г           Восприятие пространственных отношений

Фрагмент коррекционно-развивающей программы по формированию пространственной сферы Приложение 2 Задачи: Формировать представление и учить ориентироваться на собственном теле. Закреплять и совершенствовать умения передвигаться в на­званном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изме­нять направление движения. Учить определять пространственное расположение предметов с точкой отсчета «от себя». Совершенствовать представления о схематичном изображении предметов. Учить ориентироваться в микро пространстве в пределах листа бумаги «от себя». Развивать умение детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов. Совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сфе­ры ребенка (нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния). Формировать «квазипространственные» представления. Содержание: 1. Игры и упражнения, направленные на формирование схемы тела. 2. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных представлений в процессе активного передвижения в пространстве. 3. Игры и упражнения, направленные на умение использовать всю сенсорную сферу для ориентировки в пространстве. 4.Игры и упражнения, направленные на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами. 4. Игры и упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в микро пространстве листа. 5. Развитие мышления, речи, произвольной саморегуляции. 6. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. 7. Настольные игры по теме. Опорные источники: 1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. 2.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.:АРКТИ, 2003. 3.Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998г.

№ занятия Тема Задания, игры и упражнения   1 Схема тела 1.Упражнения по развитию моторики: Дыхательное упражнение Пальчиковая гимнастика 2. Работа по теме: Игра «Все мы можем показать» Назвать части лица Отработка понятий «Право-лево» 3. Зрительная гимнастика «Варвара» 4.Работа с раздаточным материалом: Обведи человечка по контуру. Выдели разными цветами правую и левую стороны. 2 Схема тела 1.Упражнения по развитию моторики: Дыхательное упражнение Пальчиковая гимнастика 2. Работа по теме: Игра «Летели птички» Назвать части тела Игра «На какой руке (ноге) браслет, веревочка?» Отработка понятий «Верх-низ» 3.Работа с раздаточным материалом: Обведи человечка по контуру. Выдели разными цветами верхнюю и нижнюю части тела. 3 Схема тела 1. Упражнения по развитию моторики: Дыхательная гимнастика Игра «Гонки» Пальчиковая гимнастика 2.Работа по теме: Игра «Зеркало» Отработка понятий «Выше-ниже» Игра «Упрямый фотограф» Игра «Поставь по росту» 3. Игра «Кукла» 4. Нарисуй 5 столбиков разной высоты. 4 Схема тела 1. Упражнения по развитию моторики: Дыхательная гимнастика Игра «Трафарет» Пальчиковая гимнастика 2.Работа по теме: Игра «Робот» Отработка понятий «Спереди-сзади» Игра «Кто за кем?» Игра «Скульптор» 3. Расскажи, что перед тобой, что за тобой. 4. Работа с раздаточным материалом.

Этапы формирования пространственной сферы педагогом-психологом Приложение 3 Этапы формирования пространственных представлений: 1.Освоение телесного пространства Маркировка руки браслетом, ленточкой Каждое направление пространства связывается с определенным движением Переход от совместного к самостоятельному выполнению Игры: «Выше-ниже», «Право-лево», «Дальше-ближе», «Спереди –сзади» Для ребенка не является очевидным то, что правая нога, глаз находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его можно привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. 2. Освоение внешнего пространства Формируется через двигательные возможности в разных зонах пространства (нижняя, средняя, верхняя) Учить определять направления в пространстве относительно своего тела Учить ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Знакомить со схемой тела человека, стоящего напротив, показать ребенку на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот».

3. Пространственные схемы и диктанты. Ориентировка на местности, затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. Работа в тетради в крупную клетку. 4. Конструирование и копирование. Возможность творчески манипулировать разнообразными объектами. Копирование простых и сложных фигур. 5. Квазипространственные представления. Введение предлогов посредством сопоставления их с отработанными пространственными представлениями. Учить ориентации в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо.