12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебедева В.В.64

Петр I и его реформы в оценках и суждениях

Пётр I и его реформы в оценках и суждениях

«Во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним. С.Соловьёв ПЛАН УРОКА. I этап: Реформы Петра I и характеристика императора. II этап: Был ли Петр I «революционером на троне?» III этап: Цена петровских реформ.

Понятийный аппарат Абсолютизм Рекрутская повинность Коллеги Синод Табель о рангах Подушная подать Посессионные крестьяне Ассамблея Протекционизм

«Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек , благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев

Наталья Кирилловна Нарышкина Царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, дочь Кирилла Полуэктовича Нарышкина. (1651-1694) Наталья Кирилловна воспитывалась в московском доме боярина А.С. Матвеева, где ее и увидел Алексей Михайлович. Наталья Кирилловна была повенчана с царем 22 января 1671 года. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое – сын Петр – будущий царь Петр I и дочь Наталья.

Н.Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871 г.)

сюжетно-ролевая игра представители петровской эпохи

Проанализируйте рассказы людей эпохи Петра I. Выявите положительные и отрицательные черты данного исторического периода. Сделайте свои выводы. Задание:

Вот вы меня как купца расспрашиваете. А я ведь из посадских, меня отец кожевенному мастерству обучаться отдал. А как обучился, я в миг обернулся. Свою мастерскую открыл. Своих крепостных-то у меня не было, так я десяток бродяг каких-то в работники нанял. А потом царь наш, Петр Алексеевич в силу вошёл. Много ему кожи потребовалось: для барабанов, для мундиров, для сапог… Вот он и создал огромную кожевенную мануфактуру, прикрепил к ней тысячу крепостных, некоторые работали даже прикованные цепью. А я разорился сразу, где мне с мануфактурой-то тягаться. Но не пропал. Торговля сильно в гору пошла. Особенно тем хорошо, кто к царю поближе. Демидова возьмите в пример. Сколько заводов на Урале с царским-то благословлением открыл. Да и нам обыкновенным купцам жить можно .Вот наш брат Иван Посошков книгу написал «Книга о скудости и богатстве» Купечеством всякое царство богатитца. Ну а честно сказать, нашему брату купцу лучше в тех странах, где короли не могут по своей воле всё сотворять, Ну да что поделаешь, в России купец стремится льготы получить, да коли повезет, в дворяне выйти. Купец

Кто царь Пётр ведомо – Антихрист. Но он царь и послан Богом, стало быть грехи на нас, терпеть должно. И войны бремя на наши плечи: кроме барщины и оброка, новые повинности, налоги в 3 раза возросли. Десятки тысяч людей насильно направлены на строительство Санкт-Петербурга, крепостей, каналов. Старообрядчество по-прежнему карается. Да, пробовали недовольство высказывать: в Астрахани восстание в 1705г., выступление Кондратия Афанасьевича Булавина в 1707г., как и Башкирское восстание были жесточайшим образом подавлены. Очевидцы рассказывают: хрустят кости, людей вертят на дыбе, сажают на кол…Страна в страхе. Так-то царь со своим народом. Ученые люди подсчитали: население России 15-17 миллионов человек в начале царствования Петра, в конце царствования население убыло на 14%. Это погибшие на войне, умершие от болезней, особенно в Петербурге, и убежавшие в Сибирь, на Дон, на Кавказ. Это седьмая часть населения. Крестьяне

Пошли Бог многие лета, да здоровья крепкого государю нашему Петру Алексеевичу! Мы, шляхетство, есть главный объект забот и пожалований Петра и доказательство тому указ государя от 1714 года о единонаследии. Истинно, государь говорит – не ленись, учись, служи, дело своё делай со всем усердием. В коллегии ли служишь, при ратном ли деле – главное служить нашему царю верно и послушно. -И примеры перед нами живые – Меньшиков, Шафиров, Толстой, Ягужинский. Вот они «птенцы гнезда Петрова». Честь по делам. -Мощную, великую державу создали. И нам следует по стопам их следовать, по табелю ранговому подниматься. Дворяне

Ну, что мы можем сказать. Сильно наша жизнь изменилась. Раньше-то, как было. Всё сидели в горнице своей, день-деньской кроме матушки да нянюшек никого не видали. Одно развлечение – в воскресенье, в церковь. Да и то ничего толком не разглядишь, покрывало на голове тяжелое, вуаль на лице, как мусульманки какие. А потом, как Петр Алексеевич велел батюшке нас гостям показывать, так сперва очень страшно было, мы даже плакали, ведь ни войти, ни сказать ничего не умели. Потом привыкли немного. Даже когда на ассамблею первый раз повезли не сильно-то и испугались. А платья из Парижа нам привезли очень красивые. С прическами сильно пришлось повозиться, долго не получалось. -А княжна Голицына наняла себе француза, язык изучает, манеры всякие. И правильно .Без этого нынче и жениха хорошего не сыщешь. Кому нужны, дуры-то неотесанные. А в целом мы быстро привыкли. Неохота уж в старую-то горницу возвращаться. Дворянки

Что сказать солдату петровскому о жизни своей. Я ведь из детей стрелецких. А как стрельцы государю нашему кровушку попортили – то всем на Руси ведомо. По счастию родитель мой в крепостные-то не попал, а что до меня, то я сразу в рекруты подался и дисциплину признал. А то сам видел как рекрутам на левой руке выкалывали кресты и натирали порохом, что как сбежит, изловить этого человека скоро. Да ничего: стерпится-слюбится. Постепенно стал понимать, что нужно царю сочинить армию свою, чтобы неприятельские силы опровергнуть и на море, и на суше. Солдат же побеждать должен. И коль доля его такая, доля эта чести требует. А в награду сладка победа приходит. Солдат

Задание: Выбрать высказывание о Петре и его деятельности, наиболее созвучное вашей собственной позиции. Обоснуйте своё мнение опираясь на фактический материал.

«Гений Петра выказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации». (С.М. Соловьев, историк) «Я Петра ненавижу, потому что он людей унижал» (Кн. Е.Дашкова ,президент Российской Академии Наук) «Раньше в России был обычай, была, скажем так, единая культура. В самом деле: отец Петра, царь Алексей Михайлович, был понятен народу. У него была борода – и у мужиков была борода. Он ходил в таких же длинных одеждах, он молился привычными народными молитвами, он говорил по-русски. Это было понятно населению. После Петра все изменилось: одежда другая, парик на голове, разговор французский, немецкий, тип мышления другой. В одной стране образовалось две нации! Это плохо. Традиции важны». (Князь М.М.Щербатов, историк.) «Главным путём развития России будет революция сверху… Роль государства в России – гигантская, это вроде бы главный путь… А раз так, Пётр нам нужен… Значит, мы его прощаем? ( А.С. Пушкин, поэт) «Пётр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически… Можно смириться с лицом, в котором деспотизм соединяется с самопожертвованием… Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева». (В.О. Ключевский, историк.)

Реформы Петра I Военная реформа реформа управления социальная реформа экономическая реформа преобразования в области культуры

Реформы Петра I военная реформа реформа управления социальная реформа экономическая реформа преобразования в области культуры

Был ли Петр I «революционером на троне?» О мощный властелин судьбы, Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы. А. Пушкин Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

Цена петровских реформ Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния? Сей шкипер был, Тот шкипер славный, Кем наша двинулась земля, Кто придал мощно Бег державный рулю Родного корабля. А. Пушкин Он молвил: «Мне вас жалко, вы сгинете вконец; но у меня есть палка, и я вам всем отец» А.К. Толстой

«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». А.М. Горький Чему учит история петровской эпохи? Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития? «Куда ты скачешь гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?