12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беляева Ирина Владимировна3531
Мое профессиональное кредо: «Это невозможно!» - сказала Причина, «Это безрассудство!» - отметил Опыт, «Это бесполезно!» - отрезала Гордость, «Попробуй!» - шепнула Мечта. «Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки»
Россия, Приморский край, с. Кремово

Урок чтения на тему «Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни», 4 класс

Урок 41 Составитель: Беляева Ирина Владимировна учитель начальных классов І кв. категория МБОУ СОШ с. Кремово

Настрой на урок <номер> Пусть этот урок несет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами.

- Прочитайте про себя. Мы купили кошке К празднику сапожки. Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать. П. Воронько Прочитайте медленно. Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью, скороговоркой). Выучите стишок.

Мы держим с тобою, приятель, в руках  «Уральские сказы» о дивных горах.  Здесь много случалось историй.  Тут были и радость, и горе.  Озера и реки здесь – как зеркала,  Нам песню споет пожилая ветла  И много расскажет нас басен  Уральский лес чуден, прекрасен.  А горы до неба почти достают,  Красива природа – покой и уют.  И добрые люди здесь сказки хранят,  Которые о волшебстве говорят.

   Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

Тема урока Цели урока: Продолжить работу над произведением П.П.Бажова Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце» К какому жанру относится это произведение?

Сказы - это произведения устного народного творчества или авторские о событиях прошлого, настоящего, в которых как будто участвовал сам рассказчик и пересказал это читателям.

Сказы Бажова Медной горы Хозяйка Малахитовая шкатулка Каменный цветок Горный мастер Хрупкая веточка Две ящерки Таюткино зеркальце Змеиный след Голубая змейка Синюшкин колодец

Пересказ жизнь Даренки у Коковани. Как Даренка оказалась у Коковани. Рассказ о встрече девочки с серебряным копытцем.

Назовите главных героев сказки. Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите свое мнение.

Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная , похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку. Ребята , у нас перепуталось описание героев. Кокованя и Дарёнка

Кокованя Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный. Дарёнка Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку.

У оленя дом большой. У оленя дом большой,         (Руки над головой – изображаем крышу дома) Он сидит, глядит в окошко.   (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую) Зайка по полю бежит,         (Бег на месте) В дверь к нему стучит:        (Топот ногами, руки на поясе) «Тук-тук, дверь открой,      (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой) Там в лесу охотник злой».   (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево) «Зайка, зайка, забегай!        (Зазывание движения рукой) Лапку мне давай».              (Протягиваем руки с открытой ладонью)

Работа в группах Задание 1 группе: Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю, используя в подтверждение своих слов текст. Задание 2 группе: Опишите характер девочки Дарёнки. Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце? Задание 3 группе: Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё есть свой характер? Подтвердите словами из текста.

Кокованя Одинокий старик, сам большой да бородатый, летом золото добывает, зимой охотится, весёлый да ласковый, мастер сказки сказывать.

Дарёнка Сиротка, 6 лет, маленькая девчоночка, носишко пуговкой, умная, любопытная, любит животных.

Мурёнка Маленькая кошка, худая да ободранная, звонко мурлычет, хорошая, умная.

                        План          1. Где герой живёт? 2. Какие поступки совершает? 3. Чем занимается герой? 4. Какой характер у героя? 5. Как вы относитесь к герою? Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

А теперь попробуйте описать козлика. Козлик этот___________. У него на правой ______ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки __________, головка _______ . А рожки у козлика __________. Шерстка у него летом _______, а зимой _______ . Кормится _________.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце? -Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? -За что же герои были награждены? -Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. -А какой урок извлекли вы? -Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?