12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1057
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Семинар «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС ДЖИОЕВА Л.О,УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто. К. Д. Ушинский

Ибо узкая специализация – идиотизация. Ибо узкая специализация – идиотизация. Бернард Шоу 1856 г. – 1950 г.   ирландский драматург, философ и прозаик

Французский писатель (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан)

Метапредметный подход

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия, требующего применения знаний и навыков учащихся в нестандартной ситуации.

ЧТО ТАКОЕ МЕТАПРЕДМЕТ? Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, - метапредметном - предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

“Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. “Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.

<номер> ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установление аналогий, подведенияе под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Требования к результатам освоения основной образовательной программы Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Что такое метапредметы? Как изыскать возможность включения их в учебный план при сегодняшней перегрузке учебного материала? Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности с высокой подготовкой к ЕГЭ? Какие существуют пути обеспечения принципа метапредметности в школе? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? Метапредметы? Метазнания? Метаспособы? ???

МЕТАПРЕДМЕТЫ: Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Назначение метапредметов – в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводяться при работе с любым предметным материалом. Название метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача» и остальные

МЕТАПРЕДМЕТЫ, как самостоятельные учебные предметы в учебном плане, цели которых для учащихся доступны. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ в содержании предметного учебного курса – открытие для учащихся видов и приемов разнообразной учебной деятельности, целенаправленное обучение таким способам деятельности. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам, где происходит осознанный выбор содержания, видов и форм деятельности (проектная и исследовательская деятельность). Принцип метапредметности можно реализовать в разных форматах:

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Модернизация Российского образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Это напрямую связано с введением метапредмета на уроках.

Модели дидактических систем Традиционная (классно-урочная): - триединая цель урока; - план-конспект; - методы , приёмы и формы обучения; типы уроков. Модель технологизации образования: - технологическая карта поурочного планирования; - технологические приёмы; - этапы технологии; - задачи этапов и диагностика их эффективности. Модель компетентностного подхода: - базовые и ключевые компетенции метапредметные результаты УУД - опыт ребёнка; - умение решать жизненные ситуации; - психолого-педагогические ситуации; - рефлексия.

Метапредметный урок Метадеятельность Метаспособы Метаумения УУД     Метапредметный подход

Составляющие любой деятельности: то, что делает ее содержательной,- предметная – это любая деятельность с предметом. (исследовательская, проектировочная, сценирующая, моделирующая, конструирующая, прогнозирующая). в любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной,- метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (исследовательская, проектировочная, сценирующая, моделирующая, конструирующая, прогнозирующая).

- это методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач – это присвоенные метаспособы: общеучебные, междисциплинарные (надпредметные), познавательные Метаспособы Метаумения знания и умения.

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Главная задача учителя в современной системе образования – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи.

Метапредметный урок личный опыт учащихся создание образовательных продуктов исследований развитие личности Продуктивная учебная деятельность

- это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся. – это переход от традиционной технологии к технологиям нового поколения, главная суть которых в личностно-ориентированной направленности. Метапредметный урок Метапредметный урок

Каким должен быть МП урок? Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Выводы на уроке делают сами учащиеся. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Планирование обратной связи – рефлексии.

Каким должен быть МП урок? Урок , на котором ученику должно быть комфортно. Урок с использованием техники (компьютер, интерактивная доска, флипчарт и другие. Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. Урок , содержащий разные виды деятельности. Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. Метапредметный урок – это создание ситуации успеха учителем для ученика. Урок предполагает сотрудничество , атмосферу увлеченности, взаимопонимание.

Признаки метапредметного урока учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни; на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция); созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления; учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.

Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировозренческих установок, ценностных, культурологических позиций. Цели метапредметного урока

Особенности метапредметного урока Это интегрированное занятие. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.

Принципы составления метапредметных заданий Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский. Для максимального проявления индивидуальных способностей учащихся задание должно охватывать основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету. !!!Задание предполагает создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или ПОИСК известного решения.

Исследовательские задания Придумай и проведи опыт … и сформулируй вопросы к полученным результатам. Предложи несколько различных способов, с помощью которых можно изучать … и примените те из них, которые вам доступны. Результаты изучения изложи в произвольной форме.

сочинение-эссе на уроках литературы, русского языка; сочинение-эссе на уроках литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, литературы; написание cказок, рассказов по темам математики, русского языка, физики, химии и других предметов. Использование метапредметных заданий: Инсценировка эпизода

Как учить? Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя все более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся.

Как учить? Проведение уроков нового типа Необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке Использование новых технологий, в т.ч. информационно – коммуникативных. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

ИКТ - технологии Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности  позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания. ИКТ – техно логии

ИКТ технологии      К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютерных технологий на уроке и в ходе подготовки к нему. Сейчас  важно, чтобы ученики разрабатывали уроки вместе с учителем, делали различные презентации по темам. Это открывает большие возможности для учащихся. При создании ими презентаций, формируются важнейшие в современных условиях метапредметные навыки:

Формирование ИКТ компетенций обучающиеся критически осмысливают информацию; выделяют главное, подводят итоги; систематизируют и обобщают материал; грамотно представляют имеющуюся информацию: доказывают, объясняя; учатся находить проблемы; ориентируются в «глобальной паутине»; самостоятельно осуществляют и контролируют свою деятельность.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание учащимися презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет, ЦОР и ЭОР; использование готовых обучающих программ; создание проектов; разработка и использование собственных авторских программ.

Создание презентаций        Для подготовки презентации ученик должен провести большую исследовательскую работу, использовать разные источники информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).

Демонстрация презентаций В процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры. Презентация повысит самооценку

Плюсы презентаций в учебном процессе: Увеличивается объём информации на уроках (учащиеся благодаря иллюстрациям погружаются в эпоху изучаемого времени). Происходит систематизация знаний. У учащихся формируется концепция «Я - сам»: делаю, анализирую, осмысливаю, защищаю. На уроке создана ситуация успеха, положительная эмоциональная атмосфера. Ситуация успеха

Плюсы презентаций в учебном процессе: Презентация открывает мир, который можно посмотреть, выходя за рамки учебного материала. Работают все каналы приёма информации:   зрительный, слуховой. Растёт активность учащегося, он работает самостоятельно, по интересующей его теме. Повышается внимание, ученик не только работает по своей теме, но и внимательно слушает своих одноклассников, задает вопросы. Пытается найти ошибки в презентациях, а значит, он должен разбираться в теме одноклассника.

Плюсы презентаций в учебном процессе: Происходит смена деятельности в учебном процессе, не «учитель - ученик», а «ученик-учитель», при такой работе даже неуспешный ученик становится успешным, становится в центре внимания учебного процесса, а значит на уроке создана ситуация успеха. Одновременно при этом идёт обобщение и повторение пройденного материала. ситуация успеха

Плюсы презентаций Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Формируется ораторское искусство: мало сделать, надо защитить свою работу. При этом ученики могут работать как самостоятельно, так и в группах, это приводит к чувству ответственности за выполненную работу, итог – созидательный труд, а это один из главных элементов метапредметности. Работа в таком режиме способствует развитию интереса к предмету, а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории.

ВЫВОД Использование мультимедийных средств помогает реализовать метапредматный подход в обучении. Использовать данную технологию можно на всех предметах. Презентации дают высокий результат: развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают активность учащихся, развивается познавательная деятельность учащихся; возрастает интерес к предмету.

Проектирование      Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Он требует умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда.

Проектная деятельность Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день  видов обучающих технологий является проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. Особо хочется здесь подчеркнуть роль учителя, которую в данном случае переоценить невозможно: руководитель, консультант, советчик, критик, воспитатель, помощник.  

Проектная деятельность - эффективный способ обучения Работа ученика мотивирована (проект выполняется на тему, заинтересовавшую ученика). Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время (в основном в домашней обстановке, без «принуждения и понукания»). Взрослые (учителя и консультанты) воспринимаются учеником в качестве единомышленников, советчиков, помощников; поучение сменяется сотворчеством; резко возрастает самооценка учащегося. Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки.

Проектная деятельность Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка, т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми. В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины. Ученику предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими, перенять опыт.

Проектная деятельность Расширяется круг интересов и общения ученика. Идет интегрированное обучение с другими учебными предметами и с самой жизнью. Работа над проектом обучает «по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной  жизненной ситуации, а это метапредметные связи.

Проектная деятельность отвечает всем  требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов и полностью соответствует метапредметному обучению.

Итог метапредметного урока Формулируя учебные задачи, помните, что главным итогом урока должно быть достижение метапредметного результата.

                                                                                                        освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные) Метапредметные образовательные результаты – УУД,

Реферат, доклад, сообщение, отчет; Афиша, буклет, альбом; Фото, видеофильм, спектакль; Газета, журнал, титульный лист; Плакат, открытка, рисунок; Макет, модель, муляж, символ, изделие; Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.); Схема, таблица, график, диаграмма; Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи; План, программа, сценарий; Алгоритм, компьютерная программа Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:

Метапредметные техологии проектная и исследовательская детельноть; личностно – ориентированные техологии ; техология решения изобретательских задач (ТРИЗ); ТРКМЧП (критическое мышление); интегративная технология; технология «Дебаты»; обучение в сотрудничестве (парная, групповая, работа); система оценки «Портфолио».

Формы метапредметного урока дискуссия семинар лабораторный практикум деловая или ролевая игра разработка и защита проекта интегрированный урок проблемная лекция

Модели и приемы обучения: дискуссионная модель обучения; обучение как исследование; обучение как игра; обучение учащихся общим приёмам мыслительной деятельности (составление кластеров, ОСК); обучение приёмам сворачивания информации: конспект, таблица, схема; использование общих алгоритмов, памяток (алгоритм проектной работы, памятка участнику дискуссии, памятка по составлению конспекта).

Хороший учитель может научить учеников даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский Цитата дня Тадеуш Котарбиньский 31.03.1886 - 03.10.1981, польский философ