СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рябокобыленко Елена Николаевна26958
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате № 1, педагогический стаж 23 года, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель,имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин

Коррекционно-развивающий проект по сказкотерапии в 4 классе на тему: «Сказка за сказкой»

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Красносулинская специальная школа-интернат № 1". Коррекционно-развивающий проект по сказкотерапии в 4 классе на тему: «Сказка за сказкой» Проект рассчитан на совместную деятельность педагогов и детей с интеллектуальными нарушениями Автор проекта: учитель I квалификационной категории, учитель начальных классов Рябокобыленко Е.Н.

Цель проекта: Раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.

Задачи проекта: _ продолжать знакомить детей с интеллектуальными нарушениями с русскими народными и авторскими сказками; - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения; - воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; - обогащать и расширять словарный запас детей с ограниченными возможностями здоровья; - формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; - развивать артистические способности; - развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; - формировать навыки сотрудничества; -  воспитывать чувства дружбы и коллективизма. - развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях; - побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой; - развитие совместного творчества родителей и детей; - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; - заинтересовать родителей жизнью школы, вызвать желание участвовать в ней.  

Актуальность проекта   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Данный проект направлен на формирование читательской культуре детей с нарушениями интеллекта и их родителей, поможет привить детям любовь к книге, развивать творческие способности. Во время проекта дети смогут познакомиться с русскими народными и авторскими сказками, совместно с родителями выполнят рисунки с любимыми героями.

Предполагаемый результат: развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; развитие интереса к русской литературе; развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей с нарушениями интеллекта. содействие творческому развитию детей; развитие эмоциональной отзывчивости;           гармонизация отношений между взрослыми и детьми; изготовление иллюстраций и аппликаций к сказкам.

Возраст, на который рассчитан проект: 4 класс Участники проекта: ученики 4 класса, воспитатели, родители, учитель сказкотерапии. Тип проекта: - информационно-творческий,  - кратковременный

Этапы реализации проекта: -подготовительный; - основной; - заключительный.

Подготовительный этап: определение проблемы; постановка цели, задач; сбор информации, литературы, дополнительного материала. беседа с детьми о планах реализации проекта с целью заинтересованности в его проведении.

Основной этап: 1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров. 2. Оформление уголка «В гостях у сказки». 3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок. 4. Чтение сказок: "Каша из топора", "Гуси-лебеди","Баба-Яга и ягоды", сказки К.И.Чуковского; и др. 5. Рисование детьми героев сказок, иллюстраций к сказкам.  6. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 7. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование. 8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. 9. Загадки о сказках, героях сказок. 10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. 11. Сказочное путешествие "Сказка за сказкой". 12. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». 13. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам). 14. Чтение сказок с детьми (запланированных программой и выбранных самостоятельно в библиотеке). 15. Просмотр мультфильмов и сказок. 16. Анкетирование родителей. 17. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Формы и методы Беседы с детьми о прочитанных сказках; чтение сказок "Каша из топора", "Гуси-лебеди", "Баба-Яга и ягоды", "Финист- ясный сокол", сказки К.И.Чуковского, "Золушка" Ш.Перро и др.; рассматривание иллюстраций к сказкам; дидактические игры; обсуждение и пересказ прочитанных сказок; отгадывание загадок о сказках и сказочных героях; решение тестов на уроках сказкотерапии и уроках чтения; инсценировка сказок ; участие в интернет викторинах по сказкам; изготовление аппликаций к сказкам; изготовление иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов и сказок; анкетирование родителей.

В итоге основного этапа прошли следующие мероприятия: Экскурсия в библиотеку Чтение русских народных и авторских сказок Дидактические игры: "Расскажи сказку по картинке", "Из какой я сказки", "Кому принадлежат слова?", кубики и пазлы по разным сказкам. Чтение и обсуждение, и пересказ прочитанных сказок Рисование иллюстраций к сказкам, сказочных героев Ремонт книг в книжном уголке Отгадывание загадок Аппликации к сказкам Заучивание наизусть ролей из сказок(для инсценирования сказки) Анкетирование родителей Консультации родителям "Приемы обучения детей рассказыванию"

Заключительный этап:  представление проекта на методическом объединение; Открытый урок по сказкотерапии по теме: «Сказочное путешествие»  подведение итогов, анализ ожидаемого результата;  выставка рисунков, аппликаций.

Практические пути реализации проекта Чтение Рисование Трудовое обучение Решение тестов и занимательных упражнений Театр на столе Дидактические игры

«Сказочная гостиная»

Читаем сказки

Пересказ по иллюстрациям

Театр на столе

Рисуем сказку

Наши сказочные поделки

Делаем аппликации

Сказочные аппликации

Решение тестов и занимательных упражнений

Дидактические игры

Результаты анкетирования родителей. Уровень заинтересованности семьи в чтении

Вывод:  Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. У детей с интеллектуальными нарушениями повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.