12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина80
Россия

Презентация к семинару-практикуму "Непопулярные дети в дошкольном социуме(обществе)"

Непопулярные дети в дошкольном социуме. Основные стратегии педагогической помощи

Группа детского сада – первый социальный опыт ребенка, и от того, как сложатся отношения с первой в его жизни общественной формацией, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Но, по какому принципу распределяются роли в коллективе, и как можно повлиять на скрытую иерархию?   В группах старшего возраста внимательному педагогу видно, что одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. В связи с этим выделяется несколько социальных статусов детей.

Социальные статусы детей Предпочитаемые(звёзды) – те дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за внешние данные, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность без колебаний брать на себя ответственность, не бояться риска. Принятые – особенно не выделяются, простые и открытые для общения, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя никакими сверх способностями они не обладают. Пренебрегаемые – непринятые в игру, они часто чувствуют равнодушие или неприязнь одногруппников. Изолированные – это тихони, которых не видно и не слышно, они не участвуют в общих играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.

Понятие "коммуникативная компетентность " включает следующие компоненты. I. Поведенческий отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. д. II.Эмоциональный включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию(сочувствие), чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к переживаниям и действиям сверстников. III. Когнитивный(социальный) связанный с познанием другого человека. Данный компонент включает способности встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, и т. д. Обычно эти способности выражаются терминами "социальный интеллект " или "социальные когниции ".

Поведенческие характеристики

Типы поведения дошкольников Пассивный тип ребенок лишь физически присутствует рядом с другими во время игры, но фактически в ней не участвует. 2. Уступающий тип ребенок практически не проявляет своей инициативы, но поддерживает инициативу товарищей; охотно берет на себя эпизодические роли, не претендуя на главные, в случае конфликтов всегда уступает и не настаивает на своем. 3. Организующий тип характеризуется высокой активностью в игре. Ребенок часто вносит предложения, следит за соблюдением правил, за выполнением замысла, предпочитает главные роли, но в случае необходимости соглашается и на второстепенные. 4. Руководящий тип отличается самой высокой инициативностью. Такие дети всегда начинают игру сами, сами распределяют роли, причем себе берут только главные (на второстепенные не соглашаются), доказывают свое превосходство и пытаются постоянно руководить другими. Если с ними не соглашаются, шумно обижаются, отказываются от игры, доказывают свою правоту.

Формы поведения, на которые следует обратить внимание, могут быть следующими: 1 Играет в одиночестве 2 Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми 3 Попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу 4 Играет только с одним и тем же партнером 5 Не отходит от воспитателя, избегая других детей в группе 6 Плачет 7 Вступает в конфликт с другими детьми 8 Ссорит, обижает других детей 9 Жалуется воспитателю 10 Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры и т. п.)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Одни, почти всегда безразличны к деятельности сверстников, другие проявляют навязчивое вмешательство ("смотри, как надо делать правильно, рисуй, как я«, у тебя ничего не получается", "ты только каляки умеешь рисовать") Одни, безразличны к положительным оценкам сверстников, другие проявляют неадекватные реакции. ("у него все равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше"). Осуждение и отрицательные оценки детей, одним- неинтересны, а у других- вызывают активное согласие и нескрываемую радость.  Одни, вяло и безропотно реагируют на просьбы сверстников и их предложения, другие, вступают в споры и противостояние, не могут бескорыстно поделиться тем, что нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости)

Когнитивно- социальная характеристика

Нарушены навыки самообладания Не умеют подчинять себя обстоятельствам Не могут решать проблемы и находить конструктивный выход в спорных ситуациях Не способны принять точку зрения другого человека Нарушены процессы саморегуляции Неадекватная самооценка

Агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т. е. дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, приказывают, нападают, ругают. Застенчивые, пассивные, замкнутые, неуверенные дети, т.е. тех, у кого преобладает отрицательное подчинение (уступают, подчиняются, переживают, терпят).

Дети с ярко выраженными эгоистическими и демонстративными (эгоцентрическими)наклонностями, желая быть постоянно в центре внимания, подчинить всех и все своим интересам, тем самым отталкивают сверстников, и вместо высокого статуса, к которому они стремятся, начинают занимать достаточно низкое положение. Обидчивые дети- это проблемные дети, они обижаются с поводом и без повода, отравляя жизнь себе и другим. Ведь непрощенные обиды разрушают дружбу. Обида начинает проявляться в пятилетнем возрасте, так как в этом возрасте возникает потребность в признании и уважении сверстника. Феномен обиды – способ самоутвердиться.

Дошкольники, у которых отсутствуют элементарные навыки общения или сами мотивы общения проявляют стремление к одиночеству, тягу к уединению или наоборот не умеют выслушать постоянно перебивая, нарушая процесс осуществления сотрудничества с ними

Отдельную группу составляют дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями - «не-такие-как-все». Новенькие дети, входящие в уже сформировавшийся коллектив или часто болеющие дошкольники - всегда в группе риска. Если ребёнок с самого начала не смог завоевать доверие одногруппников, вызвать их интерес к себе, не стал авторитетен в чём-то, то его начинают отвергать, показывать, что он лишний. К такому ребёнку никто не бросится радостно при встрече после выходных или летнего отдыха.

На социометрический статус ребёнка, влияет оценка социального окружения: привлекательный (не привлекательный) внешний вид; обладание заманчивыми игрушками, предметами; оценка авторитетных близких взрослых и воспитателей. Тех, кого воспитатель постоянно ругает, низко оценивает, начинают аналогичным образом оценивать и дети, что сразу же отражается и на их положении в группе и на их ответном поведении.

Советы по рассмотрению педагогических ситуаций и поиску их решения: Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц. Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы. Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.

Ситуация 1 В группе детского сада есть ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Вопрос: Как помочь мальчику войти в детское общество? (найти способ повернуть детей к ребёнку)

Решение: выявить способности мальчика, значимые для других детей; подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети; поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям. Научить ребёнка делать то, что не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

Ситуация №2 Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясет рукой, встает с места, выкрикивает. Вопрос: Как сформировать моральное и нравственное сознание ребёнка, двигательную и волевую регуляцию?

Решение: познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера. - тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение. - отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка. - установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения. Для усиления эффективности можно использовать игровые упражнения. Например: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.

Ситуация №3 В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приступить к какому- либо делу, он несколько раз переспрашивает или подсматривает за действиями других. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него. Вопрос: Как научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе? (не сомневаться в себе, своих возможностях и силах).

Решение: выявить причину неуверенности в себе; научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи; подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов». одобрять инициативу. Стимулировать ребёнка к проявлению инициативы при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Ситуация 4 В группу детского сада, в уже сформировавшийся коллектив пришёл новый ребёнок. Мальчик слегка зажат, не проявляет инициативы в общении. Дети не принимают новичка, он для всех как невидимка. Вопрос: Как заинтересовать детский коллектив и вовлечь ребёнка в новый социум?

Решение: Необходимо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, не смущая новичка. Чтобы дети прочувствовали, что человек, который пришёл в группу достоен их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.

Ситуация 5 Коля – мальчик подвижный. Его руки все время чем-то заняты. Он хватает все попавшиеся на глаза предметы. Мальчик постоянно что-то чертит карандашом, его все время посещает множество идей, которые он стремится тут же высказать. Коля– непоседа: во всем он хочет поучаствовать, все попробовать, но очень быстро бросает начатое дело и хватается за новое. Вопрос: Как дисциплинировать непоседу?  

Решение. проводить игры на развитие воли, усидчивости и терпения( «Найди отличия», «Соедини точки», «Мозаика», настольные игры; учить соблюдать границы времени (песочные часы, часы, звук сигнала) коллективные игры с соблюдением правил; опосредованное воздействие при чтении и разбора сказок соответствующего содержания, таких как «Умей обождать» К.Ушинского, «Всему свой срок» Э.Шило Это можно объяснить преобладанием у мальчика процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что Колю пока еще не приучили сосредоточенно заниматься одним делом довольно длительное время. Превратить непоседу в тихоню не удастся, но можно и нужно помочь ребенку овладеть своим поведением, своим телом, своей энергией. Необходимо научить ребенка давать выход своей энергии там, где это нужно, и сдерживать себя в ситуациях, которые этого требуют. Повышенную активность не сдерживайте, а направляйте в нужное, разумное русло.

Ситуация 6 Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замеча­ний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав. Вопрос: Как помочь ребёнку включиться в игровой процесс?

Решение проанализировав претензии по отношению к другим детям, провести разъяснительную беседу; участвовать во всех играх детей строго следя за выполнением их правил; - поощрять играющих добрыми словами, похвалой.  Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них не­достаточно развита произвольность поведения. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать проведение с детьми группы специальных коммуникативных игр.

Игры на развитие коммуникативной сферы дошкольников