12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна3029
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик

Презентация "Адаптация пятиклассников"

«АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ» МКОУ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

«ВЫСЛУШАТЬ РЕБЕНКА ТАК, ЧТОБЫ ОН В ДАЛЬНЕЙШЕМ ДЕЛИЛСЯ С ВАМИ СВОИМИ МЫСЛЯМИ И ПРОБЛЕМАМИ, НЕПРОСТО. ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС, ДОСТАТОЧНОЕ ВРЕМЯ И СЕРДЕЧНОЕ ВНИМАНИЕ ПОМОГУТ ВАМ ВНИКНУТЬ ВО ВСЕ ДЕТСКИЕ ДЕЛА И ЗАБОТЫ, А ДЕТЯМ ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ИХ ЛЮБЯТ И УВАЖАЮТ»

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках Методика «Цветные письма» Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся Опросник «Чувства в школе» Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей Тест школьной тревожности Филлипса Изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (отождествление своего реального социального положения в учебной группе и своего идеального социального положения) Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками». Автор – Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко (тест-задание) Изучение мотивации учащихся Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА Основная цель исследования: – изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА» Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках. характер общего психологического состояния на уроках ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ математика география русский язык английский язык история литература биология ИЗО технология музыка физкультура светская этика 11+1- 10+2- 9+3- 8+3-1= 10+2- 12+0- 11+1= 9+3- 10+2- 5+6-1= 12+0- Спокойствие Уверенность Энергия, стремление к активной деятельности Активность, стремление к общению Нейтральная граница Страх Тревога Стресс

МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА» Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках. КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, % характер общего психологического состояния на уроках математика география русский язык английский язык история литература биология ИЗО технология музыка физкультура светская этика СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ 91% (10) 72% (8) 91% (10) 64%(7) 82%(9) 82%(9) 82%(9) 82% (9) 91% (10) 91% (10) 72% (8) 72% (8) СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА 9% (1) 18% (2) 9% (1) 27% (3) 18% (2) 18% (2) 9% (1) 18% (2) 9% (1) 9% (1) 27% (3) 27% (3) НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА 0% 9% (1) 0% 9% (1) 0% 0% 9% (1) 0% 0% 0% 0% 0% 1) 18%(2) учеников чувствуют себя на всех уроках эмоционально комфортно, 2) 27%(3) учеников имеют признаки возможной дезадаптации (ВДА), 3) 9%(1) - признаки дезадаптации (ДА) Вывод:

ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ» Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности. КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ 6+2- 0+8- 1+7- 4+4- 5+3- 4+4- 6+2- 6+2- 5+3- 2+6- 4+4- 1) у 27%(3) учащихся школьная жизнь в основном вызывает положительные чувства , 2) 27%(3) - переживания в школе связаны с негативными ощущениями, 3) 64%(7) детей характерно беспокойство, что может говорить о низком уровне школьной адаптации (ДА) Вывод:

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей Ф.И. 1 Общая тревожность в школе 2 Переживание социального стресса 3 Фрустрация потребности в достижении успеха 4 Страх само- выражения 5 Страх ситуации проверки знаний 6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 7 Низкая физио- логическая сопротивляемость стрессу 8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ 32% 54% 92% 50% 17% 40% 60% 63% 5 63% 27% 38% 33% 17% 40% 80% 38% 2 41% 27% 54% 17% 50% 20% 60% 88% 4 55% 36% 38% 67% 0% 20% 60% 38% 3 91% 82% 69% 50% 67% 100% 100% 50% 8 0% 36% 38% 17% 0% 20% 0% 38% 0 50% 27% 77% 33% 33% 60% 40% 38% 3 55% 82% 54% 33% 33% 40% 40% 50% 4 14% 73% 46% 0% 0% 0% 40% 25% 1 73% 54% 46% 100% 50% 60% 100% 50% 7 41% 64% 54% 33% 33% 80% 80% 50% 5 УРОВЕНЬ / КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, % ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ 55% (6) 55%(6) 55% (6) 36%(4) 27%(3) 36%(4) 64%(7) 55%(6) 1) у 9%(1) уровень школьной тревожности в норме; 2) наибольшее кол-во детей 64%(7) имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу; 3) наименьшее количество - 27%(3) - испытывают страх проверки знаний; 4) 18%(2) учеников имеют наибольшее количество факторов повышенного и высокого уровня, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что в целом может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА) Вывод:

ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ» Цель: изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение) ВЫБОР ПОЗИЦИИ Реальное собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся Желаемое (идеальное) собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся Мотивация на развлечения Общительность, дружеская поддержка Отстраненность от учебного процесса, уход в себя Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство Комфортное состояние, нормальная адаптация Установка на лидерство Комфортное состояние, нормальная адаптация Установка на преодоление препятствий Общительность, дружеская поддержка Установка на лидерство Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) Установка на лидерство Общительность, дружеская поддержка Установка на лидерство Общительность, дружеская поддержка Комфортное состояние, нормальная адаптация Утомляемость, общая слабость. Небольшой запас сил, застенчивость Установка на лидерство Утомляемость, общая слабость. Небольшой запас сил, застенчивость. Общительность, дружеская поддержка Комфортное состояние, нормальная адаптация Утомляемость, общая слабость. Небольшой запас сил, застенчивость - у большинства ребят 55%(6) выражено стремление добиваться лидерских позиций, без усилий на преодоление трудностей, что может неблагоприятно повлиять на окружающих. Вывод:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ Я стараюсь учиться лучше, чтобы… Я не могу учиться лучше, так как… Если я получу хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что… Если я получу плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что… Количественный анализ: У 100% детей в достаточной степени сформирован школьный мотив. Факторы, объясняющие причину возникновения ВДА: Я не могу учиться лучше, так как ….. - мне трудно усвоить учебный материал - 82% (9), - я не успеваю работать вместе со всеми…, не могу заставить себя делать это…, у меня есть более интересные дела… - 55% (6). - можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо…, мне мешают дома…, в школе меня часто ругают…- 18% (2). Если я получу плохую отметку, мне больше всего не нравится….. - я плохо знаю учебный материал – 73%(8), …или беспокоятся, что - одноклассники будут смеяться надо мной, мама будет расстроена – 55%(6), я буду считаться плохим – 45%(5) Качественный анализ: У 100%(11) детей выявлен позиционный мотив, который строится на желании доминировать в группе, коллективе, стремлении быть лидером, оказывать влияние на других учеников, желании занять определенное положение в отношениях с окружающими, заслужить авторитет, получить одобрение окружающих. Они проявляются в попытках самоутверждения. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя и родителя. Вывод: у детей в достаточной степени сформировано положительное отношение к школе, но недостаточно развиты те виды мотивации (познавательные, социальные), которые могли бы свидетельствовать об успехе и эффективности образовательного процесса.

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ ЧУВСТВА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ВИД ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ (ГС) ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ КОЛ-ВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ 5 11+1- 6+2- П ВДА ГС 2 10+2- 0+8- П ДА ГС 4 9+3- 1+7- П ДА ГС 3 8+3-1= 4+4- П ДА ГС 8 10+2- 5+3- П ДА ГС 0 12+0- 4+4- П ВДА ГС 3 11+1= 6+2- П ВДА ГС 4 9+3- 6+2- П ВДА ГС 1 10+2- 5+3- П ВДА ГС 7 5+6-1= 2+6- П ДА ГС 5 12+ 4+4- П ВДА ГС А – 0%(0) ВДА – 55%(6) ДА – 45%(5) АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ: Наша задача – формировать познавательный и социальный мотив к учебной деятельности, оказывать эмоциональную поддержку в новых ситуациях адаптационного периода, содействие для развития лидерских качеств, активной жизненно-социальной позиции, эффективных коммуникативных взаимодействий со сверстниками и взрослыми, сплоченности классного коллектива. Вывод: необходимо психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников.

Следить за здоровьем ребенка! Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка. Отмечайте и поддерживайте успехи ребенка. Неформальное общение в доброжелательной обстановке. Активно слушайте его переживания. Не требовать во время адаптации от ребёнка прежних результатов. Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически. Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников. Учите брать ответственность на себя. Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия. Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей. Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно. Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях. Не ругайте, а учите! Уважайте ребенка как личность! Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так! Ребенок должен быть уверенным, что у родителей он всегда найдет поддержку, сочувствие, помощь выхода из любой трудной ситуации. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: Вывод:

удовлетворенность ребенка процессом обучения; удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем; эмоциональное благополучие. ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: Вывод: Ребенок психологически здоров!