12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карпова Ольга97
педагог - психолог
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Диагностическая Игра-занятие «Путешествие за знаниями или помощники доброго волшебника».

Всероссийский конкурс для воспитателей и учителей начальной школы на лучшую разработку дидактической развивающей-обучающей игры Диагностическая Игра-занятие «Путешествие за знаниями или помощники доброго волшебника». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Тамбов Педагог-психолог Карпова Ольга Николаевна

В основе предлагаемой игры-занятия, лежит «игровая оболочка» разработанная кандидатом психологических наук Мариной Ростиславовной Битяновой и её идея, диагностики дошкольной зрелости, как основного условия успешного обучения ребёнка в начальной школе. В основе предлагаемой игры-занятия, лежит «игровая оболочка» разработанная кандидатом психологических наук Мариной Ростиславовной Битяновой и её идея, диагностики дошкольной зрелости, как основного условия успешного обучения ребёнка в начальной школе. Предлагаемая игра –занятие проводится после диагностического обследования детей педагогом-психологом, на готовность к школьному обучению, и является практическим дополнением к основной диагностики. Принимают участие дети с ОВЗ(речевые нарушения) , показавшие низкий уровень школьной готовности на начало года, и их родители. В занятие-игре мягко и интересно решается проблема представления родителям информации о познавательном развитии его ребёнка. Погружение в игровую оболочку, помогает участникам обогатить свой опыт: -детям в игровой форме тренировать познавательные процессы; -психологу – провести дополнительное обследование; -родителям при заполнении карт наблюдений, на практике понять и увидеть проблемы своего ребёнка, расширить представление о психических процессах, которые необходимо развить, чтобы обучение в школе не вызывало у ребёнка затруднений.

Диагностическая Игра- «занятие» «Путешествие за знаниями или помощники доброго волшебника».

Цель: оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе. Задачи: -показать родителям все особенности развития познавательной сферы ребёнка на этапе подготовке к школе; -планирование дальнейшей развивающей работы с детьми. Содержание игры: -игра-занятие имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка дошкольной зрелости; -в игре заложены все параметры дошкольной зрелости, и, участвуя в ней ребенок может продемонстрировать, насколько они сформированы; -наблюдение за деятельностью детей ведется двумя путями: с помощью карты наблюдения и с помощью продуктов деятельности детей ; -для легкости и простоты подсчета каждый ребенок по выполнении заданий получает цветные "осколочки", символизирующие для ведущего качество прохождения испытания ребенком, а для самого ребенка – кусочки мороженого (критерии выдачи смотрите ниже); -в конце игры, после индивидуального подсчета, "осколочки" складываются в общее мороженое – наклеиваются на ватман; Предлагаемая игра –занятие про доброго Ням-Няма, который является волшебником, оберегающим все детские сладости. Злой волшебник украл у мороженого, которое охранял Ням-Ням, цвет, вкус, запах… Детям предлагаются разные испытания, пройдя которые, совместно с родителями, они спасают мороженое. В испытания заложены задания, позволяющие определить уровень дошкольной зрелости детей. Занятие проводит педагог-психолог, а родители, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему и своему ребёнку в случае необходимости.

    Участники: дети, родители, воспитатель, педагог-психолог. Место проведения: музыкальный зал. Оборудование: Компьютерная презентация игры слайды: • карта «Волшебного леса» (на слайдах презентации); • письмо от волшебника Ням-Няма (на слайдах презентации); • картинки-путаницы (раскладываются на ковре); • картинки на веревочках (раскладываются на ковре); • рассказа в картинках Радлова (раскладывается на ковре); • картинки (дубликат). Индивидуальные, материалы для каждого ребенка: • конверты; • разноцветные "осколочки"; • индивидуальные тропинки; • гусеница с предложениями-небылицами; • полоски с нарисованными кружочками; • листок с лестницей и цветными квадратиками; • лист ватмана с нарисованным контуром мороженого; Игра используется на этапе подготовке к школе.

Ход игры. Ведущий. Здравствуйте, дети! Представляете, к нам в детский сад пришло письмо. От кого бы вы думали? От доброго волшебника Ням-Няма – он большой друг всех детей, охраняет все детские сладости. Какие сладости вы знаете? Дети перечисляют сладости. Здесь определяется общая осведомленность, умение строить фразы, предложения. Это упражнение помогает ввести детей в понятную для них сферу интересов и вкусов. Ведущий. И представляете, этот добрый волшебник Ням-Ням просит у нас помощи: случилось несчастье с мороженым. Злой маг и волшебник обесцветил его, мороженое потеряло вкус, цвет, запах – осталась одна бесцветная картинка. А ведь вы помните, каким бывает мороженое. Кто из вас назовет, каким оно бывает? Ведущий. Вот такого замечательного мороженого больше не будет… если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику – он надеется на нас. Поможем? Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведет нас через волшебный лес. Чтобы не сбиться с пути, Ням-Ням прислал карту волшебного леса. С ее помощью мы будем узнавать, где мы находимся и что надо делать, чтобы отвоевать кусочки обесцвеченного мороженого. Вот эта карта. Карта представляет собой рисунок или слайд проекта игры, красочно представляющий все этапы пути.

Карта волшебного леса 1 2 3 4 5 6 7 1

«Извилистые тропинки» Ведущий. Вот здесь лежат конверты, куда вы будете собирать "осколочки" мороженого. Берите по конверту и на нем напишите букву "Т" – если вы выбираете трудные задания, "С" – средней трудности, "Л" – легкие родители помогают выполнить задание. Выбор буквы соотносится с уровнем притязаний детей. Ведущий. Ну а теперь отправляемся в дорогу! Судя по карте, мы вступаем на «Извилистые тропинки» Это упражнение необходимо для получения информации о мелкой моторике руки ребенка. В начале "своей" дорожки дети пишут первую букву своего имени или имя целиком. И уже после этого приступают к работе Здесь дети получают первые "осколочки" мороженого – голубые треугольники (критерии получения всех "осколочков" описаны ниже), которые складывают к себе в конверт. Исследуемые параметры: мелкая моторика. Действие ведущего: ведущий раздаёт задания. Действие участников: выполняют задание. Необходимые материалы: альбомные листы с дорожками, розовые осколочки. Критерии выдачи цветных «осколочков» : каждый ребёнок получает по одному «осколочку»; ни одного не даётся, если ребёнок не выполняет задание.

«Опушка путаниц» Ведущий А вот мы добрались и до "Опушки путаниц". Тут живет забавная змейка. Мы должны исправить небылицы, которые на ней написаны, и посмотреть на рисунки: все ли там правильно. На полу лежит "гусеница", которая представляет собой бумажную гармошку, где на каждой бумажке написана нелепица. Количество нелепиц равно количеству детей. Как только ребенок разгадывает нелепицу, его бумажка отрывается. Разгаданная ситуация отдается ребенку в конвертик (как символ личного завоевания-победы). Дальше дети переходят к нелепицам-картинкам. Каждый ребенок получает одну картинку, на которой он должен найти ошибку "Чего на свете не бывает?". Задания направлены на слухового и зрительного внимания и памяти. Информация об этом фиксируется наблюдателями по расписанным критериям. А ведущий выдает детям "осколочки" желтого цвета – кружки и квадратики (критерии выдачи – ниже). Исследуемые параметры: слуховое и зрительное внимание. Действие ведущего: зачитывает «путаницы», раздаёт «картинки – путаницы». Действие участников: выполняют задание. Необходимые материалы: тексты с нелепицами, картинки -нелепицы, жёлтые «осколочки». Критерии выдачи цветных «осколочков» слуховое и зрительное задание: выполнил правильно, самостоятельно-по 1 «осколочку», неправильно-0 «осколочков».

«Паутинный крест» Ведущий А теперь пора отправляться дальше, судя по карте, мы прибыли в место, которое называется "Паутинный крест". Чтобы не запутаться, нужно взяться за веревочки, вытянуть одну и очень хорошо запомнить то, что нарисовано на привязанных к ней картинках. Картинки на веревочках раскладываются в Паутину, и каждый ребенок выбирает себе одну веревочек, идёт к родителям и с помощью родителей запоминает пять картинок. Ведущий. Обязательно запомните, в каком порядке расположены картинки. Иначе в конце пути вы не сможете выйти из этого заколдованного леса. Это упражнение направлено на исследование памяти ребенка. Дети запоминают последовательность из пяти картинок. Ведущий. Ну как? Запомнили? А теперь будьте честными: кто хорошо запомнил? Исследуемые параметры: память. Действие ведущего: раздаёт детям их верёвочки. Действие участников: дети вытаскивают по одной верёвочки. Необходимые материалы: верёвочки с картинками, белые «осколочки». Критерии выдачи цветных «осколочков » : за каждое слово по-1«осколочку». Не смог запомнить слова -0 «осколочков».

«Лесная больница» Ведущий. Двигаемся дальше и попадаем в "Лесную больницу с полянками перепутанных историй". Разложите картинки по порядку чтобы получился связанный рассказ, подойдите к родителям, расскажите свою историю. Задание направлено на исследование развития мышления. Полянки представляют собой рассказы в картинках Радлова. Исследуемые параметры: мышление и речь. Действие ведущего: раздаёт карточки, проверяет правильность решения. Действие участников: в правильной последовательности разложить картинки, составить рассказ . Необходимые материалы: набор последовательных картинок для каждого ребёнка, зеленые «осколочки». Критерии выдачи цветных «осколочков » : за каждую правильно выложенную картинку по-1«осколочку», за рассказ +1«осколочек», не смог рассказать-0 «осколочков.»

«Долина "Молчания» Ведущий. Час от часу не легче: мы – попали в "Долины молчания". (Этот текст произносится шепотом.) А в "Долине молчания" нужно притаиться, закрыть глаза и не подглядывать. Местные духи должны к нам привыкнуть, чтобы пропустить дальше… Тому, кто не шумел, духи оставили "осколочки". Задание помогает выявить степень самоконтроля ребенка. Дети сидя рядом с родителями закрывают глаза (что в этом возрасте для многих представляется трудным), и ведущий рядом с детьми, которые "хорошо" сидели, кладет белые "осколочки" (критерии выдачи – ниже). Поведенческие реакции фиксируются наблюдателями. Действие ведущего: шёпотом объяснить задание. Действие участников: дети должны замереть и молчать . Необходимые материалы: оранжевые «осколочки». Критерии выдачи цветных «осколочков »: - сидел тихо не мешал не кому, не открывал глаза-1 «осколочек»; -шептался, шумел, мешал остальным-0 «осколочков».

«Холм оживления» Ведущий. Нас пропустили дальше! Ура! Да, но еще есть цветные "осколочки", которые нужно получить – без них мороженое не оживет. Кстати, мы сейчас и находимся на "Холме оживления". Нам нужно оживить кружочки. К ним вы можете пририсовывать что хотите так, чтобы получилась какая-нибудь картинка или предмет (из этого кружочка). Но каждый из них должен быть не похож на предыдущий… Итак, сколько каждый оживил кружочков? Получите цветные "осколочки". Холм представляет собой сложенные в гармошку листочки бумаги – на каждого ребенка по одной "гармошке". На каждой полоске-"гармошке" изображены с двух сторон круги разных размеров Дети их должны дорисовать, включив в какое-либо изображение, чтобы получился законченный рисунок. Ведущий вместе с родителями ходит и расспрашивает ребят о том, что они рисуют (можно даже подписывать словами ребят). При оценке развития воображения проводится количественный и качественный анализ изображенных сюжетов (критерии выдачи – ниже). Исследуемые параметры: воображение. Действие ведущего: раздаёт листочки с кругами, контролирует правильность выполнения. Действие участников: рисуют . Необходимые материалы: листочки с большими и малыми кругами, карандаши, голубые «осколочки». Критерии выдачи цветных «осколочков: каждый ребёнок получает столько «осколочков», сколько кружков он оживил (максимальное количество-8).

«Болото» Ведущий. Ой! Ребята! Мы опять в западне, в "Болоте". Если мы сейчас чего-нибудь не придумаем, то завязнем здесь навсегда. Никто не знает, что надо делать? Ага, вспомните "Паутинный крест". Вы хорошо помните картинки? Выложите каждый свою цепочку, и по ним мы выберемся отсюда. Задание направлено на выявление развития памяти. Болото представляет собой разбросанные в беспорядке картинки, уже не нанизанные на веревочки (это дубликат), а также несколько лишних картинок (8-12 штук). Дети должны догадаться, что их задача состоит в том, чтобы собрать свою последовательность и пройти по ней дальше. Каждый родитель вместе с ребёнком, сверяясь со шпаргалкой, проверяет образовавшиеся цепочки. За выполнение задания дети получают красные "осколочки". Исследуемые параметры: память (контроль). Действие ведущего: проверяет правильность запоминания последовательности картинок. Действие участников: вспомнить «паутинный крест», положить картинки в правильном порядке . Необходимые материалы: разбросанные картинки, красные «осколочки». Критерии выдачи цветных «осколочков » : выстроил правильную последовательность и правильно нашел свои картинки-2«осколочка», только нашёл картинки, но забыл последовательность-1 «осколочек», всё сделал неправильно-0 «осколочков».

Подсчёт «осколочков» Ведущий. А вот, кажется, и выход. Здесь каждый из вас посчитает, сколько у него цветных "осколочков". Родители помогают выполнить задание, Молодцы! У кого больше всех?.. Как вы считаете, вы хорошо справились с просьбой Ням - Няма? Переверните листочек и на нарисованной лестнице поставьте себя на любую ступеньку. Это последнее задание направлено на получение информации о детской самооценке и начальных математических навыках. Каждому ребенку выдается листок, где с одной стороны наклеены «осколочки» всех цветов, использовавшихся в игре, а с другой стороны нарисована лестница. Листок подписывается. Дети высыпают из своих конвертиков полученные "осколочки" и, посчитав их по цветам, напротив каждого цвета пишут полученную цифру. После этого они переворачивают листок и ставят себя на ступеньку лестницы, тем самым оценивая свое выполнение заданий и участие за чем это делается, детям не объясняется. Исследуемые параметры: математические навыки, самооценка. Действие ведущего: раздаёт индивидуальные бланки для подсчёта «осколочков» и выставления самооценки. Действие участников: сосчитать осколки, количество вписать в таблицу. На нарисованной лестнице ставят себя на какую –либо ступеньку. Необходимые материалы: индивидуальные бланки, простые карандаши.

Оживим мороженое! ! Ведущий. А теперь оживим мороженое. Оно у нас получится красочное, веселое, вкусное. Сложим его из полученных "осколочков". Вы можете проверить, как вы справились с просьбой Ням-Няма: если по дороге домой, зайдёте в магазин, и увидите, мороженое уже продаётся, то мы действительно его оживили… Эту работу дети выполняют с воспитателем в группе. На полу лежит лист ватмана, на котором нарисован слабый контур мороженого. Плоскость в контуре залита клеем (канцелярский или жидкий ПВА). Дети, посчитав свои "осколочки", "оживляют" мороженое – приклеивают их на ватман. В итоге получается разноцветное мороженое, сложенное из всех "осколочков".

Карта наблюдения Родители остаются в зале, и с помощью ведущего заполняют карту наблюдения. МЕЛКАЯ МОТОРИКА Извилистые дорожки (1) + рука развита хорошо, ребенок уверенно держит ручку, линии четкие, плавные, не выходят за границы «дорожки» ± рука развита недостаточно хорошо, ребенок держит ручку напряженно, линии не совсем четкие, но не выходят за границы «дорожки» - рука развита плохо: линии нечеткие, прерывистые, выходят за края «дорожки» СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ  Опушка Путаниц (2) + +правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям + правильно найдены ошибки в «нелепицах» ± найдены не все ошибки - баллов ошибки не найдены ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ  Опушка Путаниц (2) + + правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям +правильно найдены ошибки в «нелепицах» ± найдены не все ошибки - ошибки не найдены ПАМЯТЬ  Паутинный Крест (3, 7) + + правильно найдена последовательность и картинки +- правильно найдены картинки (4–5), но не найдена последовательность ± правильно найдены картинки (2—3), но не найдена последовательность - не найдены ни последовательность, ни картинки

Карта наблюдения (продолжение) МЫШЛЕНИЕ и речь Лесная Больница (последовательные картинки) (4) ++ правильно подобрана последовательность картинок, составлен рассказ + картинки подобраны правильно не смог составить рассказ ± составил рассказ, но перепутал последовательность - не выложил картинки, не составил рассказ САМОКОНТРОЛЬ Долина Молчания (5) + ребенок выполняет все задания, включен в игру, понимает условия игры; в Долине Молчания сидит тихо, выполняя инструкцию ± ребенок выполняет задания, но не с первого раза понимает условия, отвлекается; не сразу включается в выполнение задания в Долине Молчания  - задания не выполняет, в игру не включен, не понимает заданий, отвлекается, мешает другим; не может сидеть тихо, мешает другим детям ВООБРАЖЕНИЕ Холм Оживления (6) + + фигурку-эталон делает второстепенной деталью другого рисунка; + включает изображаемый предмет в какой-нибудь воображаемый сюжет с добавлением новых фигурок к рисунку (составление композиции); ± фигурки-эталоны дорисованы контурно, схематично, лишены деталей. САМООЦЕНКА + ребенок ставит себя на верхнюю ступень ± ставит себя на среднюю ступень – ставит себя на нижнюю ступень  

Обработка данных Упрощённый вариант количественной оценки Посчитать : общее количество выполненных заданий со знаком +и ++; общее количество выполненных заданий со знаком ±; общее количество выполненных заданий со знаком -. Рекомендации Дети с большим количеством плюсовых ответов успешно адаптируются к школьным условиям, успешно обучаются. Преобладание минусовых ответов свидетельствует о том, что ребёнку необходима психолого-педагогическая помощь и помощь родителей. Преобладание ответов с ± промежуточный.