12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сидорова Елена Григорьевна168
Учитель русского языка и литературы.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Презентация по тексту Б.Васильева "Человек создан на столетия ..."

Подготовка к написанию сочинения по тексту Б.Васильева «Человек создан на столетия…» Тема урока: Цель: Подготовить рабочие материалы для написания сочинения.

1. Что такое текст? Текст(от лат. textus — ткань, сочетание слов)- речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.

2.Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста? Надо определить: тему текста (то, о чём говорится); основную мысль (идею): то, ради чего текст написан; стиль речи.

3. Что такое микротема? Микротема – часть общей темы текста. 4. Как графически оформляется текст? Текст оформляется с помощью абзацев, которые выделяют структурно-логические и ярко выраженные эмоциональные части текста. 5. Как соотносятся абзацы и микротемы? 1 абзац может быть равен 1 микротеме; 1 абзац может содержать несколько микротем; 1 микротема может быть разделена на несколько абзацев.

Композиционная схема сочинения: Сформулируйте проблему текста. Прокомментируйте заявленную проблему. Сформулируйте позицию автора. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора. Выразите своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обоснуйте его. Сделайте вывод.

Текст Б.Л.Васильева «Человек создан на столетия…»

Общая характеристика текста Тема: потенциал человека и его реализация. Основная мысль: «Огромный, многократно превышающий потребности запас энергии» дан человеку, чтобы трудиться, в том числе интеллектуально: искать ответы на поставленные жизнью вопросы. Стиль: публицистический

Для этого: делим текст на смысловые части; внимательно читаем каждую часть; находим фрагмент, где озвучена позиция автора. Шаг I Формулируем авторскую позицию Примечание: данная методика работы с текстом используется, если в предложенном тексте чётко обозначена позиция автора.

1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе. (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна? (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать. (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку? (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено. − (25)Для работы. − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать. (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их. (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

Формулируем авторскую позицию I фрагмент 1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе. (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна? Формулируем позицию автора по данному фрагменту :?

2 фрагмент (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать. Формулируем позицию автора по данному фрагменту : «Сверхзадача искусства – продление человеческой жизни, насыщение её смыслом, т.е. активным существованием »

3 фрагмент (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их. Формулируем позицию автора по данному фрагменту : « Чтобы жить насыщенной интеллектуальной жизнью, человек должен искать ответы на волнующие вопросы, должен «сомневаться, чувствовать и страдать».

4 фрагмент (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. Формулируем позицию автора по данному фрагменту : «Вера в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда помогает добиваться желаемых результатов, осуществлять задуманное, реализовывать свою мечту»

Шаг 2-й: к позиции автора задаём вопрос Формулируем позицию автора по 2 фрагменту (предложения 9-13): 1.«Сверхзадача искусства – продление человеческой жизни, насыщение её смыслом, т.е. активным существованием » Задаём вопрос : «В чём заключается сверхзадача искусства?» Формулируем позицию автора по 3 фрагменту (предложения 21-29): « Чтобы жить насыщенной интеллектуальной жизнью, человек должен искать ответы на волнующие вопросы, должен «сомневаться, чувствовать и страдать». Задаём вопрос : «Что должен делать человек, чтобы жить насыщенной интеллектуальной жизнью?»

Формулируем позицию автора по 4 фрагменту (предложения 31-33) : «Вера в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда помогает добиваться желаемых результатов, осуществлять задуманное, реализовывать свою мечту» Задаём вопрос : «Что помогает человеку добиваться в жизни желаемых результатов?» Таким образом, поставив вопрос к позиции автора, мы находим проблему.

Проблема – это вопрос. Позиция автора – ответ на вопрос. Подводим итоги: 1. В чём заключается сверхзадача искусства?» «Сверхзадача искусства – продление человеческой жизни, насыщение её смыслом, т.е. активным существованием » 2.«Что должен делать человек, чтобы жить насыщенной интеллектуальной жизнью?» « Чтобы жить насыщенной интеллектуальной жизнью, человек должен искать ответы на волнующие вопросы, должен «сомневаться, чувствовать и страдать». 3.Что помогает человеку добиваться в жизни желаемых результатов?» «Вера в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда помогает добиваться желаемых результатов, осуществлять задуманное, реализовывать свою мечту. В постоянном труде, интеллектуальном и физическом, заключается смысл человеческой жизни»

Шаг 3-й: Обозначены проблемы и позиции; выбираем одну из проблем, проверив, достаточно ли материала для комментария, есть ли подходящие (серьёзные) аргументы к выбранной проблеме. Шаг 4-й: Комментарий - «мостик» между проблемой и позицией автора. Пишем комментарий: Выбираем одну из выделенных проблем; Отбираем необходимый материал текста, нужные фрагменты.

Проблема - «Что должен делать человек, чтобы жить насыщенной интеллектуальной жизнью?» Фрагменты текста (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать. (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку? . (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

Отвечая на этот вопрос, Б.Васильев говорит об уровне духовной структуры человека: чем он выше , «тем больше у человека возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени». Важную роль в формировании духовного в человеке писатель отводит искусству и «его способности продлевать человеческую жизнь». Автор утверждает, что огромный запас энергии дан человеку не только для того, чтобы обеспечивать необходимые жизненные потребности, но и для того, чтобы жить насыщенной интеллектуальной жизнью, искать ответы на волнующие вопросы, «сомневаться, чувствовать и страдать». Следовательно, чтобы жизнь человека была «насыщена смыслом», надо иметь желание «искать ответы», трудиться. Комментарий

Проблема - «Что помогает человеку добиваться в жизни желаемых результатов?» Фрагменты текста (18А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку? «…» (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено. − (25)Для работы. «…» (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33) И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

 Комментарий В поисках ответа на этот вопрос автор задаёт себе другой : «А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?». Сразу же следует ответ: «Для работы». Чтобы привести читателя к полному пониманию смысла человеческой жизни, в начале текста писатель сравнивает жизненный потенциал животного и человека: « Жизнь зверей – это время от рождения до смерти», а жизнь человека «никогда не укладывается в даты на могильной плите». Б.Васильев озвучивает «главную заповедь» своего мировоззрения: добиться в жизни чего-то большого, по-настоящему важного человек может « упорным, ежедневным, исступлённым трудом». Именно так автор решил свою жизненную сверхзадачу: он не только стал известным писателем благодаря упорному труду, но и обрёл « способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом»

Проблема, комментарий, позиция автора Проблема: Что помогает человеку добиваться в жизни желаемых результатов? Этот вопрос время от времени задаёт себе каждый из нас. Комментарий: В поисках ответа автор спрашивает : «А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?». Сразу же следует ответ: «Для работы». Чтобы привести читателя к полному пониманию смысла человеческой жизни, в начале текста писатель сравнивает жизненный потенциал животного и человека: « Жизнь зверей – это время от рождения до смерти», а жизнь человека «никогда не укладывается в даты на могильной плите». Б.Васильев озвучивает «главную заповедь» своего мировоззрения: добиться в жизни чего-то большого, по-настоящему важного, человек может « упорным, ежедневным, исступлённым трудом». Именно так автор решил свою жизненную сверхзадачу: он не только стал известным писателем благодаря упорному труду, но и обрёл « способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом» Позиция автора: Б.Васильев подводит нас к мысли о том, что смысл существования человека – работа, ежедневный исступлённый труд.

Моя позиция Я разделяю позицию автора. Труд, физический или интеллектуальный, несёт в себе созидающее начало, заставляет человека самосовершенствоваться, приносит пользу. Именно это и есть смысл жизни. Аргументы В 90-томном полном собрании сочинений Л.Н.Толстого 13 томов составляют его дневники. Писатель начал вести дневник в молодости и вёл до последних дней жизни. Это был путь познания жизни и самого себя. Толстой анализирует свои поступки, борется с недостатками, а вместе с тем оттачивает своё писательское мастерство. Любимые герои Толстого (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов) тоже находятся в состоянии постоянного поиска жизни. Они развиваются: совершают ошибки и поднимаются к вершинам открытий, разочаровываются и побеждают, сомневаются и находят ответы на главные вопросы жизни. Это ли не каждодневный упорный труд?

Аргументы Но что произойдёт с человеком, если он откажется от ежедневного труда? Я уверена, что такие люди просто бессмысленно потратят свою жизнь, так и не достигнув каких-либо результатов. Ярким примером может послужить главный герой романа Гончарова "Обломов". Всю жизнь Илья Ильич лишь мечтал о том, как устроить свою жизнь, но ничего для этого не предпринимал. Смысл жизни героя сводится к постепенному умиранию как моральному, так и физическому. Обломов променял реальную деятельную жизнь на мифические ожидания и мечтания.  Вывод Каждому человеку, на мой взгляд, важно иметь цель, мечту, стремиться к ней, тогда жизнь наполнится смыслом и будет прожита не зря.

Что помогает человеку добиваться в жизни желаемых результатов? Этот вопрос время от времени задаёт себе каждый из нас. В поисках ответа автор спрашивает: «А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?». Сразу же следует ответ: «Для работы».Чтобы привести читателя к полному пониманию смысла человеческой жизни, в начале текста писатель сравнивает жизненный потенциал животного и человека: « Жизнь зверей – это время от рождения до смерти», а жизнь человека «никогда не укладывается в даты на могильной плите». Б.Васильев озвучивает «главную заповедь» своего мировоззрения: добиться в жизни чего-то большого, по-настоящему важного, человек может «упорным, ежедневным, исступлённым трудом». Именно так автор решил свою жизненную сверхзадачу: он не только стал известным писателем благодаря упорному труду, но и обрёл « способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом». Б.Васильев подводит нас к мысли о том, что смысл существования человека – работа, ежедневный исступлённый труд. Я разделяю позицию автора. Труд, физический и интеллектуальный, заставляет человека самосовершенствоваться, приносит пользу. Именно это и есть смысл жизни.   В 90-томном полном собрании сочинений Л.Н.Толстого 13 томов составляют его дневники. Писатель начал вести дневник в молодости и вёл до последних дней жизни. Это был путь познания жизни и самого себя. Толстой анализирует свои поступки, борется с недостатками, а вместе с тем оттачивает своё писательское мастерство. Любимые герои Толстого (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов) тоже находятся в состоянии постоянного поиска жизни. Они развиваются: совершают ошибки и поднимаются к вершинам открытий, разочаровываются и побеждают, сомневаются и находят ответы на главные вопросы жизни. Это ли не каждодневный упорный труд?  Каждому человеку, на мой взгляд, важно иметь цель, мечту, стремиться к ней, тогда жизнь наполнится смыслом и будет прожита не зря. Сочинение по тексту Б.Васильева «Человек создан на столетия…»