12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Рыбчинская190
Учитель истории и обществознания МАОУ "Лицей "Солярис""
Россия, Саратов

Методы и приемы обучения для развития творческого мышления обучающихся

Методы и приёмы обучения для развития творческого мышления учащихся Концепция личного опыта Автор презентации: учитель истории и обществознания МОУ “СОШ №93” Рыбчинская Е.В.

“Метод-это путь, которым учитель ведёт ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил.” (М.Н.Скаткин)

Традиционная школа Новая школа Предмет работы учителя: память и речь ученика Предмет работы учителя: мышление и деятельность ученика Преобладание информативного подхода к обучению учащихся Преобладание мыследеятельностного подхода к обучению учащихся Учитель: сообщает новый материал Ученик: запоминает новый материал и воспроизводит его Учитель:создает ситуацию учения-обучения Учащийся: самостоятельно выходит к новому знанию, добывает новый материал своими усилиями Отношения партнерства Авторитарный стиль Учитель - Ученик СУБЪЕКТ - ОБЪЕКТ Учитель - Ученик СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ ФГОС второго поколения

Ведущая идея опыта: Урок истории - процесс становления личности , способной к самостоятельности в решении жизненных социальных проблем.

Цель педагогической деятельности: Повышение уровня усвоения учебног0 материала и развитие творческих способностей посредством проблемно-ориентированного подхода.

Как учить ? М.Н. Скаткин И.Я. Лернер Информационно-рецептвиный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Репродуктивный Проблемного изложения Проблемного изложения Эвристический Частично-поисковый Исследовательский Исследовательский Методы обучения

- Изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний; - Изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний; - Самостоятельная поисковая деятельность

Проблемное изложение Проблемные ситуации Изложение различных мнений; Указание на противоречие, конфликт; Введение в урок фрагмента документа противоречивого характера; Противоречивые взгляды на один и тот же вопрос.

Характеристика исторической личности: Охарактеризуйте признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим); Приведите яркие и важные факты из жизни; Сделайте вывод о вкладе личности в историю; Привлекайте документальные материалы, художественную литературу.

Эвристические формы занятий Уроки – диспуты, дискуссии; Моделирование и обсуждение альтернативной ситуации;

Фрагменты уроков с применением вышеназванных методических приёмов в 11 классе Урок – дискуссия о необходимости проведения референдума по вопросу “О праве частной собственности на землю” Тема: «Форма политического участия» Выбор – это принятие решения

Аудитория делится на 2 части: Аудитория делится на 2 части: А) Сторонники общегосударственной собственности на землю; Б) Реформаторы, сторонники частной собственности на землю. Задание: Партии должны аргументировано обосновать свои позиции (заполнив таблицу преимуществ и недостатков)

Преимущества государственной собственности на землю Недостатки государственной собственности на землю Преимущества частной собственности на землю Недостатки частной собственности на землю

Критическое выступление; Критическое выступление; Затем вырабатывается общая программа, удовлетворяющая обе стороны; Учитель подводит итоги урока.

Памятка: 1)Сформулируйте сущность каждого из предлагаемых путей (решений) 2)Выявите историческую обусловленность каждого из предложенных путей (вариантов решения вопроса) 3) Определите своё отношение к ним 4) Объясните достоинства и недостатки избранного пути 5) Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития 6) Оцените произошедший выбор

Примеры продуктивных методов: Работа с документами, картами, статистическими данными; Доказательство, изложение конкретных положений; Анализ, обобщение фактов; Погружение в эпоху.

Урок по теме : Эпоха 60-х годов 20 века Задание : представить эпоху. Цели : способствовать развитию умений анализировать материал , черпать информацию из различных источников, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам. Предлагаемые действия : провести анкетирование : «Моя семья в 60-е годы».

Варианты действий: Привлечь документы семейной истории , семейные фотографии , записи рассказов членов семьи. Проблемные вопросы : Почему именно в 1960-е годы возникла дискуссия о моде и в СССР , и в Западной Европе? Почему в США критиковали «американскую мечту», а в СССР - вещизм и мещанство? Проблема взаимовлияния .

вопросы Как нужно было в 60-е годы решать спор -отрицать зарубежный опыт и бороться с «тлетворным влиянием»Запада или слепо копировать буржуазную модель и нравы? Молодежная субкультура в СССР отражена в фильме В.Тодоровского «Стиляги» . Что нового для себя Вы узнали , посмотрев фильм?

Песни 60х.

В стиле 60-х.

Использую психолого-педагогические приемы мотивации Включенность учеников в совместную учебную деятельность; Построение отношений «учитель-ученик»на основе совета; Занимательность , структурирование учебного материала; Эмоциональная речь учителя; Использование проблемных вопросов , дискуссий;

Формированию мотивации способствуют: Опора –имеющиеся (усвоенные)знания учеников; Выполнение игровых заданий; Установление связи изучаемого с жизнью; Развитие самостоятельности и самоконтроля учеников в учебной деятельности.

Практической направленности Сотворчества Научности Личностно-деятельностный Интегрированности Вариативности Принципы педагогической деятельности

Политический плакат Изобразительное искусство Знание иностранного языка Логика Материалы Интернет- форума Принцип интегрированности

Игровые методы обучения Игровое обучение многие исследователи считают дидактической системой будущего. Игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.

5 класс Культура и история Древней Греции. Задачи: А) Развивать умение осмысливать исторические факты; Б) Развивать навыки участия в дискуссии, работы в группе “Историк, должен отделить истину от лжи” (Гёте)

Ход урока: Предложить найти ошибку в театрализованном представлении: Богатый древнегреческий философ Ксанф с женой отправился купить на рынке еще одного раба. Ксанф видит уродливого, убого одетого Эзопа. Спрашивает Эзопа из какого он племени. Эзоп отвечает, что он мессенец. Ксанф обращается к жене: “Давай купим его за 70 гривен”

Ошибки: Эзоп родом из Фригии; Не 70 гривен, а драхм; Знатные женщины на рынок не ходили.

Сравнение басен Эзопа и И.Крылова “Муравей и жук” “Стрекоза и муравей” Что высмеивали авторы басен? Найдите сходства и отличия в этих баснях.

Варианты заданий: Тексты с ошибками; Работы с крылатыми выражениями.