12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Приходько Наталья Владимировна2530
Россия, Ростовская обл., Волгодонск

Презентация к интегрированному уроку "Описание костюма"

«ОПИСАНИЕ КОСТЮМА» интегрированный урок в 6 классе Подготовила: Приходько Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия «Шанс» г.Волгодонска

ЦЕЛИ УРОКА: -ПОЗНАКОМИТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ; -УЧИТЬ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОСНОВЫВАЯСЬ НА ЕГО ВНЕШНЕМ ВИДЕ (КОСТЮМЕ). -ВОСПИТЫВАТЬ ГОРДОСТЬ ЗА РУССКИЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ НАРОД,  СОЗДАВШИЙ ТАКУЮ МОЩНУЮ НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ. -РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, ОБОБЩАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ.

Повторение: Что такое текст? Какие типы текстов вы знаете? Как отличить повествование? Каковы особенности типа рассуждения Что такое описание? В текстах какого стиля чаще всего встречается описание?

1. Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Прочитайте отрывок текста: Определите тип текста. Докажите. Из какого произведения этот фрагмент

2. С размаху Сергей наскочил на ворота, но мгновенно не подумал, а скорее инстинктивно почувствовал, что здесь дороги нет. Между каменной стеной и растущими вдоль нее кипарисами была узкая темная лазейка. Не раздумывая, подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в нее и побежал вдоль стены. Острые иглы кипарисов, густо и едко пахнувших смолой, хлестали его по лицу. Он спотыкался о корни, падал, разбивая себе в кровь руки, но тотчас же вставал, не замечая даже боли, и опять бежал вперед, согнувшись почти вдвое, не слыша своего крика. Арто кинулся следом за ним. 3 И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже. Он все более убеждался, что я - дурной испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем, и сознание, что он должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не находит этой любви в своем сердце, еще увеличивало его нерасположение. И я это чувствовал.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Экскурсия в виртуальный музей:

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи.

Мужской костюм 

РУБАХА (сорочица) Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. ПОРТЫ неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги, онучи.

ЛАПТИ ОНУЧИ Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви. Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА КРЕСТЬЯН – (полукафтан) верхняя одежда. Кафтан без воротника из грубого сукна обычно ярких расцветом с контрастными шнурами. простая шуба крестьян. длинный, тёплый, просторный халат без сборок. Подпоясывался обязательно цветным  кушаком. Кожух Армяк  Зипун

Женский костюм 

Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. СОРОЧКА САРАФАН Сверх сорочки надевали сарафан - распашную длинную одежду без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Самым нарядным женским головным убором был  КОКОШНИК – цельный, украшенный жемчугом.

Пусть с поры той пролетают годы. Русь — законодательница моды, Лучше древнерусского наряда Не найдёшь нигде! Да и не надо.

Игра «Куда ты!!!» Если ты надеваешь…, то идешь… (дополни предложение) Олимпийку, трико, кроссовки, бейсболку. Джинсы, футболку, кепку, ботинки. Белую рубашку, юбку, жилет, туфли. Вечернее платье, диадему, классические туфли. Плавки, очки для ныряния, сланцы.

Игра «У меня есть…» Необходимо встать. По цепочке нужно назвать деталь одежды, Все ищут ее у себя, показывают и произносят :«У меня есть».

Описание одежды – часть портретной характеристики героя. Портрет – это раскрытие характера персонажа через описание его внешности, движений, одежды, происхождения и т.д. Деталь – это выразительная подробность, описывающая героя, помогающая представить его характер, объяснить поступки: предмет, мимика, элемент одежды, жилище и т.д. Автор деталью показывает самое важное. Словарная работа:

Внимательно прочитайте отрывок, вспомните автора произведения, его название. Работа с текстом:

«Он был в легком матросском костюмчике, с обнаженными руками и голыми коленками. Белокурые волосы, все в крупных локонах, растрепались у него небрежно по плечам. Следом за мальчиком выбежало еще шесть человек: две женщины в фартуках; старый толстый лакей во фраке, без усов и без бороды, но с длинными седыми бакенбардами; сухопарая, рыжая, красноносая девица в синем клетчатом платье; молодая, болезненного вида, но очень красивая дама в кружевном голубом капоте, и наконец толстый лысый господин в чесунчовой паре и в золотых очках».  2.Найдите описание в отрывке, кого описывает авто? С какой целью?

Выпишите по вариантам: 1 Трилли, мать Трилли. 2: Лакей, мадемуазель 3: Доктор, прислуга …выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти. Он был в легком матросском костюмчике, с обнаженными руками и голыми коленками. Белокурые волосы, все в крупных локонах, растрепались у него небрежно по плечам. Следом за мальчиком выбежало еще шесть человек: две женщины в фартуках; старый толстый лакей во фраке, без усов и без бороды, но с длинными седыми бакенбардами; сухопарая, рыжая, красноносая девица в синем клетчатом платье; молодая, болезненного вида, но очень красивая дама в кружевном голубом капоте, и наконец толстый лысый господин в чесунчОвой (чесунча – шелковая ткань)паре и в золотых очках.