12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Королева212

Взаимодействие в педагогическом общении: сущность, приёмы, проблемы.

ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» Школа педагогического мастерства Взаимодействие в педагогическом общении: сущность, приёмы, проблемы. Преподаватель общеобразовательных дисциплин Королёва М.Н Шацк 2020

Цель: создание условий для совершенствования знаний о педагогическом общении, её сущности, приёмах и проблемах. Задачи: 1. закрепить представления педагогов о понятиях «педагогическое общение», «педагогическая этика», «педагогический такт», «культура речи»; 2. способствовать определению норм общения педагогических работников; 3. содействовать сплочению коллектива; 4. рассмотреть приемы оказания коммуникативной поддержки при общении и основные причины, препятствующие установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и студентами; 5.способствовать формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Тема: Взаимодействие в педагогическом общении: сущность, приёмы, проблемы. Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между педагогом и учащимися, результатов образования не будет. Педагогическая аксиома

Педагогическое общение- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися”. А.А. Леонтьев  

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, уважения, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери «Земля людей» (1939г.)

Старинное придание Великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык. «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь. «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышеннее языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп. Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком. «Но почему?!», - воскликнул Крез. «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

э Придумайте слова с каждой из данных букв: элегантность тактичность искренность актуальность креативность Т а к и

Педагогическая этика - это совокупность нравственных норм поведения педагога, а также определённых правил взаимоотношений и взаимодействия педагога с учащимися, коллегами, родителями.

Этические качества, которые студенты больше всего ценят в педагогах: 1.Тактичность. 2.Доброту. 3.Справедливость. 4.Понимание проблем учащихся. 5.Желание оказать помощь в освоении учебного материала. 6.Общительность. 7.Добросовестность. 8.Трудолюбие. 9.Сдержанность. 10.Веру в познавательные способности студента. 11.Терпение. 12.Требовательность. Но главное, чем дорожит воспитанник,- это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений

1.Общей культуры педагога. 2.Культуры его общения. 3.Нравственной зрелости и воспитанности педагога. 4.Правильного понимания своего места в профессии и в УВП, а также своей ответственности перед учащимися, коллегами, родителями, обществом. 5.От личностных качеств (чувства собственного достоинства, порядочности, уважения к другим и т.д.). Педагогическая этика каждого конкретного педагога зависит от:

Педагогический такт (буквально «прикосновение»)- это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт исключает крайности в общении.

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дело в шутку; ласковость без приторности; справедливость без придирчивости; доброта без слабости; порядок без педантизма, и, главное,- постоянная разумная деятельность». К.Д.Ушинский

Черты, характеризующие тактичного человека: вежливость, умение понять другого человека, приветливость, смекалка, сообразительность, уважение чужого мнения, выдержка, уравновешенность, чувство юмора.

Требования к культуре речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.

Задание: Взяв за основу одно из высказываний разных авторов на тему морали, вспомните пословицы и поговорки о вежливости, нравственности, добре.

Пословицы о добре Доброе дело два века живет. Жизнь дана на добрые дела. Добрые слова дороже богатства. Доброе слово человеку - что дождь в засуху. Делай добро и жди добра. Доброе дело и в воде не тонет.   Пословицы о вежливости От вежливых слов язык не отсохнет. Добрый привет и кошке люб. По привету ответ, по заслуге почет. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив. Не всех поименно, а всем по поклону. На добрый привет добрый и ответ. Каков привет, таков и ответ.   Пословицы о нравственности Герой умирает раз, трус тысячу раз. Нравственность — это разум воли. Береги честь смолоду. Не руби сук, на котором сидишь. Не плюй в колодец - придется воды напиться. Честных почитай, а гордых презирай.

Приемы оказания коммуникативной поддержки при общении: 1. оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в верном построении высказываний; 2. обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения; 3. положительная критика (если она необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем; 4. демонстрирование вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем; 5. предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». 6.непосредственное побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии; 7.мотивацию поощрения студентов за проявленную инициативу; 8.критику собственных ошибок в качестве показа эталона отношения к ним; 9.«игровая провокация» («Что-то Петя недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).

Причины, препятствующие установлению педагогического общения между преподавателем и обучаемыми: 1.Педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому; 2.студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника; 3. действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации; 4. преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство; 5. студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее – всего коллектива.

Ролевая игра “Сюжеты ситуаций” Инструкция: 2 карточки с описанной ситуацией. Проводите групповое обсуждение и предложите своё решение проблемы.

Этический кодекс педагога 1.Отношения  преподавателей с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений студентов;  2.Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к студентам;  3.В общении с родителями недопустимо обсуждение студентов группы и их родителей. 4.Преподаватель в своей работе не должен унижать честь и достоинство студентов ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей. 5.реподаватель должен адекватно  оценивать  деятельность и поведение студентов. 6. Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения; 7. О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо.   Не стоит   ни  с  кем  обсуждать профессиональные и личностные качества коллег. Колледж – не место для сплетен; 8. Любая критика, высказанная в адрес другого преподавателя, должна быть объективной и обоснованной. Таким  образом, соблюдение   педагогического этикета, такта, культуры речи помогают    укреплению    авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в студенческом и педагогическом коллективе.

Практическая работа “Формула педагогического общения” На белых лепесточках напишите профессиональные и личностные качества педагога и попробуйте составить формулу педагогического общения. Терпимость, доброжелательность, чуткость, уравновешенность, сострадание, общечеловечность, ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность…

Ошибки общения преподавателя со студентами (причины, приводящие к разладу): Неумение правильно сформулировать цель, неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности, неумение слушать, бестактность, грубость, неправильная стимуляция поощрением и наказанием, неверное отношение к критике, эмоциональная несдержанность, черствость, мелочная обидчивость, злопамятность, неумение ждать, торопливость в принятии решений.

Упражнение «Убежище» Цель: Снятие напряжения и усталости у педагогов.   Устроитесь удобнее на стульях, примите расслабленную позу и закройте глаза. Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Пофантазируйте, чтоб можно было сбросить напряжение и отдохнуть.

Учитесь управлять собой. Во всём ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала, Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять… Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде, Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!