12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна4181
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Рабочая программа репетиционного элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» (10 класс)

Аттестационная работа Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Кильмухаметовой Лилии Мансуровны учителя русского языка и литературы, родного(татарского) языка и литературы МОБУ Никитинская СОШ Оренбургской области, Саракташского района На тему: Рабочая программа репетиционного элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 10 класс»

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 34 часа. Он знакомит с практикой экзамена по русскому языку и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий. Курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Планирование построено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл», составитель: Е.И.Харитонова. – М.:Дрофа, 2010г, по программе М.М.Разумовской, предназначенной для изучения программы на базовом уровне.

Общая характеристика общеобразовательного учреждения Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Никитинская средняя общеобразовательная школа» изначальна была открыта как Начальная школа с татарским языком обучения, которая была основана в 1904 году. С 40-х годов школа становится средней, и обучение ведется на двух языках – русском и татарском. В 1978 году построено новое двухэтажное здание школы. Школа становится средней общеобразовательной с этнокультурным компонентом. В школе работает 15 педагогов, 100% с высшим педагогическим образованием, 81.2% имеют 1 квалификационную категорию, 12.5 % - высшую квалификационную категорию, 6.2 % - без категории (молодой специалист). В образовательном учреждении обучается 89 учеников.

Цель курса: обеспечить качественную подготовку учащихся 10 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, упорядочив процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых. Задачи : изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий; освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка; совершенствование лингвистической компетенции выпускников.

Формы изучения курса : работа с нормативными документами, работа с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, работа с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов ( создание проектов или исследовательских работ по темам курса).

Формы контроля достижений учащихся Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы осуществляется через следующие виды контроля: Входной контроль – для определения уровня подготовки обучаемых и дифференциации заданий для самостоятельной работы. Рубежный контроль (после каждой темы) – для выявления уровня усвоения программы и познавательной мотивации. Итоговый контроль проводится через оценку самостоятельной деятельности.   Методы контроля: решение задач, составление задач, тесты, составление опорных конспектов, самопроверка, усвоение идей, понятий курса (ведение «Листа самопроверки» по позициям «знаю», «имею представление», «не знаю»), -активность: уровень выполнения самостоятельных заданий, участие в ситуативном диалоге (умение задавать вопросы), представление проектов (презентаций), докладов, сообщений.

Содержание курса Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Интонационная норма. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Коммуникативная компетенция выпускника .

Индивидуализация обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к изучению русского языка и литературы, а также успешно сдать ЕГЭ.

Виды учебных проектов по русскому языку  Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника» (выполнила ученица 9 класса Нургалимова Диана), «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр»(Хайдарова Асаль, 10 класс) , «Язык развлекательных передач» (Имашева Милена , 10класс).  В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова и притчи «О сверчке и муравье».  Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов (Галиева Вилена, 10 класс), «Семантика паронимов современного русского языка» (Биктова Зиля) 

Виды учебных проектов по русскому языку  Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии», альманах « Мы за мир» (учащиеся 10 класса) . Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. Учащимися 10 класса МОБУ Никитинская СОШ была написана работа: «Диалектизмы села Фёдоровка Первая Саракташского района Оренбургской области» (Макаева Раниля), «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой» (Ураев Наиль). 

Анализ полученных результатов В процессе работы над проектами у школьников формируются различные УУД: - познавательные (строить высказывание, структурировать материал, искать в различных источниках информацию и пр.); - коммуникативные (грамотно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, признавать право оппонента на свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество и пр.); - регулятивные (планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать); - личностные (самоопределение, самооценка и пр.).

Положительными результатами данной работы являются высокие показатели урочной и внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе, по родному языку (татарскому) и литературе