12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шахворостова Инна Николаевна116

Методика бучения продуктивному словообразованию как средству обогащения и уточнения словаря учащихся

Тема: методика обучения продуктивному словообразованию как средству обогащения и уточнения словаря учащихся Актуальность проблемы: Основная причина ошибок в структурном анализе слова заключена в формализме, который обнаруживают дети различных возрастных групп в процессе морфемного разбора. Формальный подход к определению структуры слов порождает привычку заниматься морфемным анализом , не вникая в значение слова, не осознавая семантику морфем и без опоры на словообразовательный анализ.

Задачи: 1.Развивать и совершенствовать языковую интуицию ребенка ; 2.Целенаправленно и поэтапно формировать представление о слове как системе языковых значений, носителями которых являются разные типы морфем; 3.Формирвать навыки осознанного членения слова на значимые части; 4.Отработать умение опираться на морфемную структуру слова при определении правильного написания слова, при выяснении его лексического значения, сферы употребления, грамматических признаков.

Основные принципы обучения Перспективность обучения. Семантическая направленность в обучении морфемике. Преемственность обучения.

Урок 1-2: Родственные слова. Корень. Написание корня в однокоренных словах. Цель: актуализация знаний о двух признаках родственных слов (смысл и написание корня), о понятиях «корень слова», «гнездо однокоренных слов », формирование знаний о единообразном написании корней родственных слов .

Виды заданий и упражнений Подбор однокоренных слов с заданным корнем; Классификация родственных слов по двум основаниям (смысл и написание); Упражнение в различении однокоренных слов и синонимов; Нахождение родственных слов в тексте; Игра «Найди лишнее слово» и др.

Урок 3: Сложные слова. Цель: познакомить детей со структурой сложных слов, формировать навык выделения корней в сложных словах, дать понятие «соединительная гласная». Виды заданий: Замена пары слов одним сложным словом ( лист падает – листопад); Нахождение сложных слов в тексте; Загадки и шарады и др.

Урок 4-5: Окончание. Цель: познакомить детей с окончанием и его значением, учить выделять окончание в слове, формировать умение видеть и выделять нулевое окончание в слове, различать форму слова и однокоренное слово. Виды заданий: Изменение слова по вопросам; Восстановление предложения, вставляя пропущенные окончания; Выделение окончаний в словах разных частей речи и др.

Уроки 6-8:Знакомство с суффиксом. Смысловые оттенки суффиксов. Использование суффиксов в словах. Цель: Познакомить с понятием «суффикс», формировать целостное представления о суффиксе как словообразующей части слова, о единстве трёх сторон ( форма, значение, функция), развивать умения различать смысловые оттенки суффиксов.

Виды заданий: Работа со словообразовательными моделями слов; Игра «словесный конструктор»; Составление словообразовательной цепочки слов; Распределение слов на группы в зависимости от их строения; Подбор родственных слов ,имеющих разные смысловые оттенки и др.

Уроки 9-10: Приставки. Цель : Познакомить с понятием «приставка»,формировать целостное представление о приставке как о словообразующей части слова , о единстве трех сторон (форма, значение, функция),развивать умения различать разные смысловые оттенки приставок. Виды заданий: Работа со словообразующими моделями слов; Игра «ромашка»; Составление словообразующей цепочки; Подбор родственных слов, имеющих разные смысловые оттенки.

Уроки 11-12: Основа слова. Обобщение. Цель: сформировать понятие «основа слова», развивать умение выделять основу слова в родственных словах, закреплять умение выполнять морфемный анализ слова. Виды заданий: Поморфемное письмо; Накопление групп одноструктурных слов; Графический диктант; Поиск заданного слова по модели-отгадке; Структурный разбор слов на основе словообразовательной модели и др.

Контроль и учёт знаний, умений по теме «Состав слова».