12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила127
Я занимаюсь ранней диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых расстройств. Предпочитаю использование инновационных технологий в преодолении нарушений всех сторон речи.
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Консультация для родителей «Особенности развития речи слепого ребенка в условиях семейного воспитания»

Консультация для родителей «Особенности развития речи слепого ребенка в условиях семейного воспитания» Подготовила Учитель-логопед Дубовицкая Л.А. МБДОУ «Детский сад №5 «Аленушка»

Роль зрения в развитии ребенка трудно переоценить. Все, что видит ребенок, оказывает большое влияние не только на его самочувствие, но и на его взаимодействие с окружающей действительностью. Зрение определяется, как ведущий сенсорный анализатор.

Слепота – это нарушение органа зрения, при котором острота зрения резко снижена или полностью отсутствует.

Слепые дети (по классификации Денискиной В.З.) тотально слепые (не видят свет) слепые со светоощущением (отличают свет от тьмы) слепые со свето и цветоощущением (отличают свет от тьмы, различают цвета) слепые с остротой зрения от 0,005 до 0,01 (считают пальцы у лица) слепые дети с форменным (предметным) зрением от 0,01 до 0,05

Давайте попытаемся представить себе, что такое не видеть. Закройте глаза

Сразу же исчезает все разнообразие предметов, окружающих нас. Но, в отличие от ребенка с врожденной слепотой, мы прекрасно понимаем, где находимся, и четко представляем это место. Поэтому очень важно незрячего ребенка научить использовать свое остаточное зрение и сохранные анализаторы, тогда он сможет самостоятельно и безопасно передвигаться и ориентироваться в окружающей среде.

У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров коры головного мозга, становление речи происходит примерно в то же время, что и у зрячих, так как глубокое поражение или отсутствие зрения не мешает появлению у ребенка речи.

В развитии разговорных форм речи незрячего ребенка присутствует определенная специфика Проблемы в овладении правильной артикуляцией речевых звуков и звукопроизношением. Расхождение между словом, используемым малышом в экспрессивной речи, и осмыслением его значения.

Рекомендации по формированию правильной артикуляции звуков: Обучая вашего кроху проговариванию какого-либо слова, произносите его отчетливо. Прикоснитесь его руками к своему лицу, губам, чтобы ребенок почувствовал, как располагаются органы артикуляции при проговаривании слов. Формированию точной артикуляции, произношению и мимике помогает игра, в ходе которой родитель просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется. Развитию разговорной речи слепых детей способствуют специальные дыхательные упражнения, при которых формируется правильная постановка дыхания. Можно применять игры «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы почувствовать «ветер», ребенок дует на свою руку.

Рекомендации по развитию сохранных анализаторов: Развивать тонкие движения пальцев рук ребенка начиная уже с раннего детства с помощью пальчиковых игр и гимнастики: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др. При знакомстве ребенка 2 - 3-го года жизни с разными предметами, следует четко проговаривать их и просить ребенка повторять сказанное слово. Но, показывая предмет ребенку, не рекомендуется называть его сразу. Сперва, следует спросить: «Что это?» - и предоставить ребенку время поманипулировать с ним. Оречевление окружающей среды и всех действий, в которых ребенок принимает участие (одевание, кормление). Необходимо обучать ребенка звукоподражаниям (как лает собака, как мяукает кошка, как капает вода, как гудит машина и т.д.). Со 2-го года жизни, с появлением первых слов в собственной речи ребенка, необходимо начинать учить его воспроизводить несложные движения по инструкции взрослого. Использование потешек, стихов, сказок, сопровождая их действиями.

Не допускайте переутомления зрения. Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Гимнастика для глаз «Весёлая неделька» - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. - Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

Уважаемые родители! Помните главное - это ваш ребенок! Да, развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребенка и радуйтесь ему!