12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
елена геннадьевна михайлова50

Создание родительского (семейного) клуба как одна из форм взаимодействия школы и семьи.

Создание родительского ( семейного) клуба, как форма взаимодействия семьи и школы. Выполнила:социальный педагог МОБУ «Волховская СОШ№1» Михайлова Е.Г.

Взаимодействия с родителями как педагогическая проблема.   Особую роль в изучении взаимодействия сыграла «педагогика сотрудничества», этому способствовала деятельность Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова. В дальнейшем это определило развитие нового направления в науке - «педагогики взаимодействия». Это сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содержание сотрудничества школы с семьей включает три основных направления: - психолого – педагогическое просвещение родителей, - вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, - участие родителей в управлении образовательно – воспитательным процессом.

Разнообразные формы работы образовательного учреждения с семьей.   Родительское собрание – это основная форма совместной работы с родителями. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и, воспитания обучающихся в школе и дома. Традиционными становятся в школах итоговые научно – практические конференции родителей по проблемам воспитания. Родительский лекторий «Университет педагогических знаний» способствует повышению психолог – педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения. Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские тренинги – еще одна форма работы с родителями. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Детско – родительские собрания, которые проводятся в форме деловой игры, само построение которой представляет модель разрешения конфликтной ситуации. Одна из важнейших форм взаимодействия школы и семьи является индивидуальная консультация.

Форма взаимодействия школы и семьи – родительский ( семейный клуб). Основной целью деятельности родительских (семейных) клубов является сохранение семейных ценностей и воспитания детей на принципах педагогической поддержки, содействие созданию среды, дружественной к детям, благоприятной для развития семьи и семейных отношений.   Родительский (семейный) клуб –это: Организационная форма объединения педагогов и членов семьи (взрослые и дети), призванная обеспечить развитие компетентности каждого на основе доверительно-делового взаимодействия: Основная задача родительского (семейного) клуба – нивелировать негативные моменты социальных связей и неблагополучного развития семьи, создать благоприятную атмосферу содружества в коллективе единомышленников (родителей, детей, педагогов). Родительский (семейный) клуб - гибкая неформальная структура: Признаки: Гибкость и вариативность тем и форм. Удобное время для встреч. Ориентация на образовательный запрос членов клуба. Максимальная ориентация на конкретный практикоориентированный результат.   Миссия родительского (семейного) клуба состоит в создании организационных психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними.

Проблемы эффективного взаимодействия школы и семьи для создания родительского (семейного клуба).   1.В основе продуктивного взаимодействия школы и семьи лежит ключевой принцип – принцип социально-педагогического партнерства.   2. В основе социально-педагогического партнерства школы и семьи лежит идея поддержки семейного воспитания и развития воспитательного потенциала семьи, в целом. 3. В основе продуктивного взаимодействия школы и семьи лежит понимание необходимости специальной образовательной деятельности родителей. 4. Образование родителей – основано на особой технологии неформального образования. 5. Эффективной формой сотрудничества семьи и образовательной организации в современных условиях выступает родительский (семейный) клуб.

Проект Программы по организации родительского (семейного) клуба как формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи.   Алгоритм действий: Во-первых, решить организационные вопросы по созданию родительского (семейного) клуба. Во-вторых, ключевая задача на начальном этапе: знакомство группы как членов родительского(семейного) клуба. Создание коллектива единомышленников. В-третьих, подготовить и провести опрос родителей с целью корректировки Программы родительского (семейного) клуба. В-четвертых, презентовать Программу встреч в рамках родительского (семейного) клуба перед группой участников. В-пятых, быть активными в реализации всех запланированных мероприятий, но: помнить о включении родителей в активную позицию в качестве организаторов творческих событий родительского (семейного) клуба.  

Проект Положение о создании родительского (семейного) клуба Общее положение.   1.Родительский (семейный) клуб создается с целью установления сотрудничества МОБУ «Волховская СОШ№1» и семьи в вопросах воспитания и обучения детей.   2. Родительский (семейный) клуб намерен осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом МОБУ «ВСОШ№1», настоящим положением.   3.Участниками родительского (семейного) клуба могут являются родители, педагоги, социальный педагог, педагог – психолог, медицинский работник.   4.Основные принципы работы родительского (семейного) клуба - добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, открытости, сотворчества, успешности, обратной связи. 5.Обговариваются условия работы родительского (семейного) клуба. Основные цели и задачи работы родительского (семейного) клуба.   Цель: - комплексное психолого – педагогическое сопровождение семьи; - создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами образовательного учреждения; - гармонизация детско – родительских отношений.  

Проект Положение о создании родительского (семейного) клуба Задачи: Развивающие: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, для удовлетворения потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения и самоопределения всех членов клуба: и детей, и родителей, и педагогов. Обучающие: Просвещение родителей с целью коррекции детско-родительских отношений, повышения уровня их психолого-педагогической компетентности, правовой и педагогической культуры. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Воспитательные: Создание условий, способствующих сплочению детского и родительского коллективов, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогом. Социальные: Взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности. Участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.    Диагностические: Изучение потребностей родителей в образовательных услугах для определения перспектив работы и развития родительского (семейного) клуба и школы в целом, содержания работы и форм ее организации; Изучение личностных качеств обучающихся и родителей, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания. Профессиональные: Планирование работы, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности. Популяризация деятельности МОБУ «Волховская СОШ№1» среди населения микрорайона.

Проект Положение о создании родительского (семейного) клуба Факторы, способствующие повышению уровня компетенции родителей:  - успешное использование индивидуальных, групповых, фронтальных форм работы при проведении мероприятий; - грамотное применение современных методов достижения поставленных целей (наблюдение, беседа, метод сочинения, изучение продуктов семейной деятельности, анкетирование, социометрия, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование); - правильный отбор консультантов на основе профессионального мастерства, личной заинтересованности в снижении социально-значимых проблем общества; - постоянное вовлечение в деятельность клуба всех поколений семьи, повышение роли отцов в воспитании детей.

Проект Положение о создании родительского (семейного) клуба Направления деятельности родительского (семейного) клуба: - оказание психолого – педагогической помощи родителям; - пропаганда положительного опыта семейного воспитания; - организация общения детско – родительского коллектива в ходе продуктивной деятельности; - повышение психолого – педагогической компетентности родителей в области воспитания детей; - обогащение семейного досуга.   Совет клуба, предположительно, состоящий из 5 человек: Руководитель клуба (координатор и организатор работы – педагог); Социальный педагог (выявляет нуждающиеся в помощи семьи, разрабатывает на дифференцированной основе способы взаимодействия с семьями воспитанников, составляет социальный паспорт семей); Педагог-психолог (проводит диагностику с целью изучения особенностей внутрисемейного воспитания, осуществляет психологическое образование родителей); Родители - 2 человека, наиболее активные и заинтересованные участники встреч (оказывают помощь педагогам в проведении заседаний, экскурсий, в оформлении материалов работы клуба).

Проект Положение о создании родительского (семейного) клуба Этапы работы родительского (семейного) клуба:  Подготовительный этап: - создание условий для организации родительского (семейного) клуба; -изучение особенностей, потребностей семей через психолого –педагогическое обследование; - распределение обязанностей специалистами образовательного учреждения; - деятельность по планированию работы родительского (семейного) клуба; - информирование родителей (законных представителей) о работе родительского (семейного) клуба; -разработка, утверждение Положения о родительском (семейном) клубе.  Основной этап: Реализуется в двух взаимосвязанных блоках: - инвариантном (взаимодействии со всем контингентом родителей (законных представителей); - вариативном (взаимодействие с отдельными группами родителей (законными представителями). В процессе взаимодействия родителям оказывается помощь в овладении системой психолого- педагогических знаний об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка. Кроме того, у родителей формируется умение применять психолого – педагогические знания на практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, согласовывать свои действия с действиями других членов семьи.  Контрольный этап: - Оценка эффективности проделанной работы; - Основной критерий - соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.  

Проект Положение о создании родительского (семейного) клуба Ожидаемые результаты: - снижение конфликтности в работе педагогов и родителей (законных представителей); - высокая активность родителей (законых представителей) в воспитательно – образовательном процессе; - снижение семей «группы риска»; - создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; - повышение доверия родителей и детей к педагогам.