12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ястребова Ольга Николаевна145
Россия, Удмуртская респ., Ярский район, село Пудем

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

Коммуникативные способности развитая и связная речь, умение вербально выражать свои мысли; умение распознавать невербальные сигналы (жесты, мимика, позы); правильное считывание и интерпретация эмоций; конструктивная реакция на действия и слова других людей, как ровесников и младших по возрасту, так и взрослых; контроль над своим поведением и речью; умение слушать и слышать; способность действовать в коллективе.

Общение со взрослыми

Общение со сверстниками Особенности: разнообразие коммуникативных действий чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенности нестандартность и нерегламентированность контактов преобладание инициативных действий над ответными.

виды мотивов общения дошкольников со сверстником ▪ деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности; ▪ личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т.е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное; ▪ познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.

Положение мотивов 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.

формы общения дошкольников со сверстниками 1.эмоционально-практическая 2. ситуативно-деловая 3. внеситуативно-деловая

«Я-концепции» Термин «Я-концепция» (самосознание, «Я», самость,self, представление о себе и т.д.) появился в научном языке на рубеже XIX—XXвеков, в работах американского психологаУ. Джеймса. Я-концепция –«относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе» (Психология. Словарь. С.475). Я-концепция как совокупность установок, направленных на самого себя (Бернс)

Структура «Я-концепции» В Я-концепции выделяются три составляющие: 1. Образ Я– представления индивида о самом себе (ответы на вопрос «Какой я»? ) («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «семейное Я»; «реальное Я», «идеальное Я»; «Я в прошлом», «Я в настоящем» и т.п.).

2. Самооценка или самоотношение– эмоциональное отношение к представлению о себе. Основной фактор - характер детско-родительских отношений (авторитарный и пренебрегаемый стиль воспитания – низкое самоотношение у детей). В более позднем возрасте на самоотношение влияет опыт переживания травмирующих ситуаций (смерть близкого человека, развод, социальная неуспешность и пр.). У взрослых самоотношение – это достаточно устойчивая составляющая Я-концепции, которую трудно изменить.

Формула оценивания личностью самого себя

3. Поведенческий компонент, или самопрезентация– те действия, которые вызываются Образом Я и самооценкой. 3. Поведенческий компонент, или самопрезентация– те действия, которые вызываются Образом Я и самооценкой. Цели самопрезентации Стратегии самопрезентации желание понравиться демонстрация согласия с мнением другого, лесть, повышенная вежливость и др. продвижение себя хвастовство, преувеличение своих достоинств и др. стремление вызвать сочувствие (в случае, когда другие стратегии не оправдали себя и цель – вызвать у партнера чувство жалости) преуменьшение своих сил, демонстрация слабого «Я» («Я бедная, несчастная, и т.п.) стремление запугать (когда все остальные стратегии не привели к успеху) слабоконтролируемое агрессивное поведение

Источники развития и формирования Я-концепции представление о своем теле (телесное Я) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях интерпретация обратной связи от значимых других о себе полоролевая идентификация и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина – женщина). особенности воспитания детей в семье.

условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности: • положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей; • четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями; • уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах; • минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

профиль личности с низкой самооценкой: сверхчувствительность к лести, похвале и критике; выраженный эгоцентризм; недоверие и подозрительность к людям, игнорирование их интересов и потребностей; склонность объяснять свое поведение и происходящие с ним события, как мало зависящие от него самого, а больше от внешних обстоятельств и злой или доброй воли других людей; робость или явно выраженная агрессивность; высокий уровень неудовлетворенности собой; неустойчивая система взглядов, убеждений и ценностей, большая внушаемость; безразличное или преувеличенно-тревожное отношение к своему здоровью и внешности

Профиль личности с высокой самооценкой способность отстаивать свои интересы и взгляды; способность изменять свои взгляды и принципы при изменении социального опыта на основе новой информации; уверенность в том, что он справится с проблемами даже перед лицом случайных неудач; принятие себя как личности, имеющей равную ценность с другими; уважение интересов и потребностей других людей. В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.

Обидчивые дети

Обида — эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку — более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей Детская обидчивость — это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.).

игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров (например, ребенка не приглашают играть, не дают желанной роли); отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке); неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки); успех и превосходство других, отсутствие похвалы. В основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя.

Причины Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает видеть даже нейтральных ситуаций. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается. Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.

Гиперопека. Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё и так сделают за него. А при встрече с трудностями — искренне будет обижаться на весь мир. Гиперопека. Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё и так сделают за него. А при встрече с трудностями — искренне будет обижаться на весь мир. Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети. Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.

Особенности проявления В состоянии обиды ребенок не стремится разрешить спорную ситуацию с позиции силы- он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему. Задача малыша именно в том, чтобы продемонстрировать свою «обиженность». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестаёт разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания». Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой - «несчастные» отказываются от общения с обидчиком, молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Подобная реакция используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызвать чувство вины и раскаяния у того, кто обидел. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины другого человека явно отличает поступки обиженного ребенка от агрессивных форм поведения.

Личностные особенности обидчивых детей яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается ребенком как отрицание его самого фантастический характер их рассказов Самооценка обидчивых детей достаточно высока и мало отличаются от показателей других детей. Однако у этой группы детей наблюдаются значительные расхождения между тем, как он сам оценивает себя, и как, с его точки зрения, его оценивают другие люди  Осуждение одних и оправдание других (главным образом себя) является для них важным занятием, приносящим особое удовлетворение. 

Агрессивные дети

Особенности проявления Такой малыш теряет над собой контроль, спорит со взрослыми. С ровесниками бывает груб и безжалостен. Он не признает ошибок, а свою вину старается переложить на других. Обычно агрессивные дети мстительны, завистливы, насторожены и подозрительны. Агрессивный ребенок использует любую возможность толкнуть или ударить кого-то, что-то разрушить или поломать. Его поведение нередко носит провокационный характер: он готов разозлить маму, педагога или сверстников, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию. Маленький задира не успокоится, пока взрослый «не взорвется», а окружающие дети не полезут в драку. Забияка будет сознательно медленнее одеваться, откажется убрать игрушки, помыть руки. А услышав мамин крик или получив шлепок, будет готов расплакаться. Угомонится он только тогда, когда мама утешит и приласкает его. Подобный способ получения внимания оригинален и нелеп, однако он является единственным механизмом «выхода» эмоционального перенапряжения и накопившейся внутренней тревожности.  

Причины Семейные Неприятие детей родителями. Согласно статистике нежеланные дети в большей мере подвержены приступам агрессии. Даже в случае, когда родители прямо не говорят малышу, что его появления на свет не хотели, он способен почувствовать это. Нежеланный ребенок старается доказать, что он имеет право на существование. Такому малышу нужна родительская ласка, и он пытается завоевать ее, часто используя агрессивные методы. Никакие рекомендации не помогут исправить поведение крохи, если он не почувствует любовь самых родных для него людей. Безразличие или враждебность родителей. Бывает, что мама и папа винят в своих бедах ребенка. Чаще всего это незаслуженно, и малыш старается обратить на себя внимание агрессивным поведением. Разрушение эмоциональных связей. Когда родители постоянно ругаются, а семейная жизнь схожа с вулканом, каждую минуту готовым к извержению, существование ребенка становится настоящим испытанием. Малыш находится в постоянном напряжении, страдает от конфликтов между самыми для него близкими людьми. Нередко в результате ребенок черствеет душой, становясь прекрасным манипулятором, который уверен в том, что окружающий мир находится в долгу перед ним. Соответственно, ситуация, когда необходимо чем-то пожертвовать, принимается крохой в штыки и вызывает проявление агрессивного поведения.

Неуважительное отношение к личности ребенка. Нетактичная, некорректная критика, унизительные и оскорбительные замечания способны пробудить не только гневную реакцию, но и неприкрытую ярость. К тому же подобное обращение с малышом может породить серьезные комплексы, вызвать неуверенность, в результате чего к активным проявлениям гневливости добавится пассивная агрессия, направленная на самого себя. Контроль над ребенком. Чрезмерный контроль (как и его полное отсутствие) приводят к попыткам ребенка отстоять свое «Я». При этом нередко используется агрессивная форма защиты. Такой малыш привык смотреть на мир скептически и не доверять окружающим.  

выстройте систему требований, показывайте ребенку положительный пример; выстройте систему требований, показывайте ребенку положительный пример; выполняйте установленные правила, поддерживайте дисциплину; дайте малышу понять, что вы любите его таким, каков он есть; всегда учитывайте возможности крохи выполнять ваши требования; направьте избыточную энергию в мирное русло (спортивные секции, пение, рисование); легкие проявления агрессивности необходимо игнорировать, не заостряя этом внимания окружающих; подключайте ваше чадо к совместной деятельности, не забывайте подчеркивать значимость его вклада в общее дело; установите запрет на агрессию в случае, если ее проявление – не защитная реакция, а своеобразное развлечение для малыша; агрессивные дети не понимают, что такое жалость – до них необходимо донести, что излишняя гневливость приносит страдания близким людям; если ребенку необходимо выплеснуть негативные эмоции – подберите для него подходящую игру или занятие; старайтесь сдерживать гневные порывы малыша непосредственно перед проявлением (окрикните, перехватите занесенную для удара руку); агрессивные дети бурно выражают отрицательные эмоции – научите свое чадо выплескивать негатив в более приемлемой форме (сначала путем переноса ярости с живого объекта на неживой, а затем с помощью словесного высказывания своих чувств).