12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Викторовна64
Россия, Приморский край, с.Гражданка, Анучинский район

Использование современных коррекционно-развивающих технологий в трудовом обучении в младшей школе

КГОБУ «Гражданская КШИ» Использование современных коррекционно-развивающих технологий в трудовом обучении в младшей школе с. Гражданка Учитель: Пекущева Ольга Викторвна

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе, и в образовании труд должен быть одним из самых основных элементов» А.С.Макаренко Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива — это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта. Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях.

«Радость труда- могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережиить это благородное чувство. » В.А.Сухомлинский Главными задачами трудового обучен и я в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:   формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью; коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности; формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Проблемы трудового обучения   Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков.

Коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координированности тонких движений рук. Для этого ребят обучают умениям ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность. Значительное место в процессе трудового обучения должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям.

Трудовое обучение в младших классах включает изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке, формирование системы трудовых операций и практических действий, необходимых для изготовления простейших изделий из бумаги, картона, ткани, природного материала, знакомство с необходимыми инструментами. В результате педагогической работы у учащихся с интеллектуальными проблемами формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности школьников при выполнении новых учебных и учебно-трудовых заданий.

Этапы трудового обучения   Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида включает: начальное трудовое обучение (I - IV класс); профильный труд (профессионально-трудовое обучение) (V - IX класс). К специфическим задачам этого I этапа относятся: изучение индивидуальных возможностей школьников, формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.  

Традиционно по способам передачи учебной информации методы трудового обучения делятся на три группы: 1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы). 2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы). 3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического (через прикосновение и движение) восприятия (практические методы).

Современные технологии, элементы которых я применяю на уроках профильного труда: игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, коррекционно - развивающие технологии, технология проблемного обучения и др.

Заключение  Исходя из вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им в дальнейшей социальной и трудовой адаптации.