12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28071
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

В.А. Жуковский. Элегия "Море"

В.А. Жуковский Анализ элегии «Море» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский

 Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма. Посвящено оно Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог, так как их связывали родственные узы. Любовь к Марии и боль от того, что они не могут быть вместе, отразилась на всём творчестве поэта

Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия - (греч. elegeia < от elegos - жалобная песня): стихотворение эмоционального содержания, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, чаще неразделенная, жизнь и смерть. Все это характерно для стихотворения «Море»

У этого жанра есть свои особенности: средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Жуковский пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» —амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью

Основной темой стихотворения является море. И не просто его широкие просторы, а вся сила и мощь, красота и величие. В этом стихотворении Жуковский показывает нам море в разных состояниях – во время штиля, когда морская вода тиха и бездвижна и во время бури – когда огромные волны захлестывают друг друга. Образ моря автор олицетворяет, наделяет жизнью и чувствами. Он пытается разгадать тайны морских глубин, но они безмолвны. Постоянное движение морской воды, смены морских картин – все это передает жизнь, тревогу моря, которое так интересует и увлекает автора

Лирический сюжет элегии «Море» Жуковского имеет свои этапы. Сначала поэт рисует обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью». Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но расставание неизбежно, и с этим приходится смириться. Звучат печальные нотки. Поэт пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади

Композиция. Море перед нами рисуется в трех своих состояниях: спокойствие морской глади, безмолвное море. состояние в бурю. после бури, обманчивый покой. Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. За счет композиции поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер. Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла – показать, что даже стихия не может быть полностью свободной

В первой части стихотворения царит спокойствие, умиротворенность и безмятежность. Никто не мешает морю любоваться небом, его утренним и вечерним преображением. Взаимоотношение двух образов очевидно. Жуковский «Море» написал с целью передать единение возвышенного и земного состояний человека. Итак, первая часть элегии – зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно И.К. Айвазовский 1889. Море спокойное, безмятежное. В присутствии чистого неба и море бывает чисто

Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури

Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его

Вторая часть – состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной – всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств . И.К. Айвазовский «Гроза», 1889г. Море в бурю… «Темные тучи» пытаются отнять у моря небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу»

Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу

Третья часть – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: тучи разошлись, вернув небу прежний безмятежный вид, море тоже успокоилось, но только внешне, внутри у него все бурлит и кипит. Стихия пребывает в смятении, боится вновь потерять своего друга, боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти И.К. Айвазовский. 1889г. Море после бури. Изначальной гармонии не происходит, потому что все пронизано страхом перед тем, что буря может повториться

Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его. Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него.

Еще один образ, который имеет важное значение в стихотворение – это образ неба. Оно соединяется с морем, на линии горизонта они объединяются и становятся родственными, тянутся друг к другу. Поэт уделяет внимание двум прекрасным образам. Он считает небо совершенно свободным, не зависящим ни от чего и ни от кого. А вот море вынуждено находится в рамках земной неволи и зависеть от такого безграничного неба

Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его. Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него. Далёкое, светлое, таинственной, сладостной полное жизни, чистое, светозарная лазурь, тёмные тучи, ясное, сладостный блеск небес

Символы в стихотворении «Море»: Небо - символ покоя, безмятежности. Море - символизирует человеческую душу, стремящуюся достичь идеала. Буря – это земные испытания, тревоги. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом «Девятый вал» — самая известная картина И.К. Айвазовского. Небесная и морская стихия. Художник воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего.

В элегии «Море» автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим: Тема любви. Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам. Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский. Тема борьбы. Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы. Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Тема одиночества. Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.

Художественные средства. Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности: эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы, аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой, метафоры – это символические образы, прием рефрена поддерживает ритм, риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование, тропы способствуют созданию исключительных авторских образов. Благодаря художественным приемам, В.А. Жуковским создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.