12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олеся Павловна Бытейщикова662
закончила в 2001 г. ТГПУ им Л.Н. Толстого, специальность "Филология" (немецкий и английский языки)
Россия, Московская обл., Кашира

Функциональная грамотность школьников: актуальные проблемы и пути их решения

функциональная грамотность школьников: актуальные проблемы и пути решения Бытейщикова О.П., учитель иностранного языка МБОУ «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

Компетенции 21 века (4 К) Критическое мышление Коммуникативность Кооперирование (сотрудничество) Креативность ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММОТНОСТЬ «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММОТНОСТЬ 2. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342]

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММОТНОСТЬ «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММОТНОСТЬ 4. Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. ]

PISA-2018 Результаты Исследования / рейтинг РоссиИ

Актуальные проблемы формирования функциональной грамотности школьников Ориентированность учебного процесса на овладение предметными знаниями и умениями Недостаточная подготовка учителей Отсутствие необходимых учебно-методических материалов

Пути решения проблемы формирования функциональной грамотности школьников Реализация педагогических практик развивающего обучения Повышение квалификации учителей Внедрение новой системы учебных задач и учебных ситуаций ориентированных на формирование функциональной грамотности

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности • Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения • Вопросы изложены простым, ясным языком • Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.) • Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.

Задания для формирования Функциональной грамотности учебные исследования, проекты и задания проектного типа кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания на приобретение опыта позитивных действий задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов и т.п.) задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик

Требования к профессиональным компетенциям учителя владеет основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью владеет практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и исследовательская деятельность и др.) владеет практиками формирования и оценки функциональной грамотности умеет отбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки ФГ Владеет технологией формирующего оценивания умеет работать в команде учителей, организуя межпредметное взаимодействие

Программы повышения квалификации для учителей Формирование и оценка функциональной грамотности по результатам диагностики Разработка системы заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Педагогические практики формирования и оценки функциональной грамотности

Спасибо за внимание!