12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Парыгина Эльвира Вячеславовна98
Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не безработный, не писатель- Простой учитель на Земле!...» Мною была выбрана одна из замечательных, интересных профессий на Земле- УЧИТЕЛЯ. Профессию учителя я выбрала неслучайно, так к
Россия, Еврейская АО, Биробиджан

Презентация «Личностно-ориентированный подход на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи как средство развития базовых умений у школьников с нарушением интеллекта»

Личностно - ориентированный подход на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи как средство развития базовых умений у школьников с нарушением интеллекта

Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.

Личностно-ориентированный подход предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, его назначение состоит в том, чтобы содействовать становлению человека. Цель – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации и самовоспитания.

Основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи являются следующие: 1.Личностно-ориентированное обучение на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. 2.Личностно-ориентированное обучение представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности. 3.Используются разнообразные формы, метода и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся. 4.Сочетаются репродуктивная и проблемная стороны обучения. 5. Формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся. (на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки). 6.Создаются ситуации успеха, применяются педагогические технологии, направленные на создание эмоционального благополучия каждого ребенка. 7.Планирование и реализация коммуникативных задач урока, владение технологией диалога, обучение учащихся ставить и задавать вопросы. 8.При опросе учащихся ориентация на индивидуализированные формы. 9.Создание атмосферы учебного сотрудничества.

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании письма и развития речи и чтения и развития речи ставлю перед собой задачи: 1.Как сделать урок радостным и интересным? 2. Как активизировать деятельность учащихся на уроке? 3.Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи 1.Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения. 2.Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он расширял объём знаний, их структурирование, обобщение. 3.В ходе каждого урока активно стимулирую учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями. 4.Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков. 5.Использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке. 6.Для повышения процесса эффективности процесса обучения письму и развитию речи и чтению и развитию речи использую новейшие современные технологии.

На уроках письма и развития речи и чтения и развития речи (на начальном этапе обучения, т.е. в 5-6 классе), очень важным становится развитие мотивации в изучении предмета. Этому способствуют сюжетные уроки: урок-путешествие, урок-игра, урок-расследование.

Немаловажным становится использование проблемных ситуаций на уроке. Создание проблемной ситуации Представленный ниже фрагмент урока письма и развития речи в девятом классе по теме «Повелительная форма глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации. Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание. - Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительная форма глагола) - Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов? - Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.) - Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку учащимся: измените форму числа повелительной формы глагола.)

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения», «Прогнозирование».

Важнейшую роль в формировании учебных действий играет работа с текстом. Прием составления плана. Прием составления граф-схемы. Прием тезирования . Прием составления сводной таблицы. Прием комментирования . Прием логического запоминания учебной информации .

       Тонкие       вопросы Толстые             вопросы   Кто...?   Что...?   Когда...?   Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: · Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? · Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? · Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? · Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили? Работа с текстом Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками» ,«Чтение с пометками», «Составление кластера».

Составление кластера Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке чтения и развития речи в 8 классе создается такой кластер: Портрет Отношение к Му-му Описание каморки Герасим Отношение с дворовыми Отношение к барыне Отношение с Татьяной

Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой.

Групповая форма работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: составление телеграммы, памятки, инструкции, синквейн (алгоритм). Синквейн Проанализировав образ Герасима, учащиеся могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек  Написание синквейна детьми на примере темы урока «Правописание окончаний глаголов I и II спряжения» Ставим глагол в неопределенную форму. Определяем спряжение (оканчивается на – ить- IIспр., остальные- I спр.) Если, узнаешь спряжение, будешь знать какую гласную надо писать. Внимание ( глаголы исключения).

Закончите предложения. Cегодня на уроке я узнал ... Я понял, что … Себя я могу похвалить за … Эти знания мне пригодятся…  

Применение личностно- ориентированного подхода на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи способствует развитию навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, то есть сам личностно- ориентированный подход способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке письма и развития речи он не просто учится грамотно писать по-русски, что немаловажно для человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, то есть он учится жить в обществе.