12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена468
Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства. Стаж более 35 лет.
Россия, Мордовия респ., Саранск

Беседа по изобразительному искусству на тему: «Драпировки как символ в искусстве».

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» города Саранска Республики Мордовия Беседа по изобразительному искусству на тему: «Драпировки как символ в искусстве» Подготовила: педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Фёдоровна   Саранск 2022 г.

Складчатая ткань как визуальный код аккумулирует в себе мощную экспрессивную силу. Начиная с истоков классической скульптуры, драпировка была сильным изобразительным инструментом. В Средневековье она предстала символом роскоши и святости. В наше время собранная в складки ткань становится чистым художественным элементом. Принято считать, что драпировка «возвышает» любой предмет и делает его прекраснее. Не только потому, что она красива сама по себе, но и в силу долгой традиции, дошедшей до нас с древних времен, в виде бесконечной череды произведений искусства.

При рисовании человека в одежде перед рисующим вплотную встает вопрос об изображении складок на материи одежды. Предварительное знание формы изображаемого помогает верно его изобразить. Надо знать, что складки на одежде — не случайное явление, но строго закономерное, могущее быть анализировано и приведено в известную систему, знание которой и должно помочь в каждом отдельном случае разобраться в форме складки и при изображении ее не допустить ошибки. Больше того, зная законы образования складок, можно наперед предвидеть, какие складки при наличии тех или иных обстоятельств мы должны здесь или там непременно увидеть.

Драпиро́вка (от ср. лат. drappus — «лохмотье», «отрепье»; поздн. XI века — «кусок ткани») — в скульптуре и живописи — туники, тоги, плащи и другие широкие, свободные виды одежды, в которые художник облекает изображённые человеческие фигуры, и вообще ткани, представляемые в картинах, статуях и рельефах.

АНТИЧНОСТЬ В греческой традиции драпировке придается особое значение, независимо от того, служит ли она для выгодного изображения человеческого тела, или наоборот, тело выступает для нее лишь каркасом. Древнее минойское и микенское искусство практически не интересуется изгибами и складками ткани: одежду просто кроили, подгоняли по фигуре и сшивали. Однако греки классической эпохи трансформировали изображение небрежно накинутого на тело элемента ткани в источник эстетического наслаждения не только для самих себя, но и для последующих поколений.

(Фото 1) Богиня мира Эйрена держит на руках младенца Плутоса, бога богатства, — это аллегория и одновременно символ благоденствия, которое приносит афинянам жизнь без войны.  Кефисодот Старший Эрейна с Плутосом. Мраморная римская копия с греческого бронзового оригинала ок. 370 г. до н.э. Античные мастера наделяли драпировку чисто структурными функциями. Эйрена облачена в шерстяной пеплос, падающий тяжелыми складками; длинный напуск способствует объединению двух столь разных фигур в единую группу.

ПОЗДНЕЕ ДРЕВНЕРИМСКОЕ ИСКУССТВО (IV – V вв.) – СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V – XV вв.) В позднеримской скульптуре и живописи впервые сформировались обычаи в изображении драпировок, которые использовали раннехристианские художники. Эти устои сохранились вплоть до Средних веков, хотя и допускались разнообразные стилизации. Задрапированные на античный манер фигуры появляются на саркофагах, а также в качестве архитектурного декора, представляя Христа и апостолов в одежде римских государственных деятелей и мудрецов. Таким образом, вариации на тему античного костюма оказались кодифицированы как некий вневременный образец одежды, подобающий для одеяния святых лиц.

 Святой Петр. Серебряная обложка книги, Сирия, VI в. Благой амьенский Бог. Скульптура центральных врат западного фасада собора в Амьене. 1224 – 1230 гг. Собор в Амьене, Франция (Фото 2) (Фото 3)

ПОЗДНЯЯ ГОТИКА – РАННЯЯ НИДЕРЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ (XV в.) (Фото 4) Со времен позднего Средневековья в Северной Европе появилась своя концепция того, как должна выглядеть ткань на изображениях. Она опиралась на готическую традицию и не нуждалась в опоре на авторитет античности.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVI в.) В XVI веке, когда одежда кроилась сложным образом и облегала тело настолько туго, что о какой-либо свободной игре ткани говорить не приходилось, на заднем плане портретов часто появляется драпировка. Ведет она себя более чем свободно и выглядит, как правило, слишком агрессивной и энергичной для того, чтобы ее можно было счесть конкретной деталью интерьера. Использование большого количества ткани в одежде с давних времен являлось признаком богатства, в связи с чем художники стремились демонстрировать эту красоту в виде пышных складок, как в деталях одежды, так и в виде занавеса, висящего поблизости или же на фоне портретируемого.

(Фото 5) Портрет знатной дамы Элеоноры Толедской 1550 – 1555 . Использование большого количества ткани в одежде с давних времен являлось признаком богатства, в связи с чем художники стремились демонстрировать эту красоту в виде пышных складок, как в деталях одежды, так и в виде занавеса, висящего поблизости или же на фоне портретируемого. (Фото 6) Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна, 1513

Особенность роскошных барочных складок была обусловлена сосуществованием религиозного экстаза и эротической раскрепощенности. XVII век вернул моду на свободные бесформенные ткани, а вместе с ней и любовь к украшению подобными тканями окружающей среды, вероятно, подражая изобразительным приемам предыдущего столетия. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ – МАНЬЕРИЗМ (XVII в.) – БАРОККО (XVII – XVIII вв.) (Фото 6) Диего Веласкес. Менины, 1656

КЛАССИЦИЗМ (XVII – XIX вв.) В начале XVII века используются драпировки, отсылающие к мраморным складкам, которые украшали многие античные статуи. Причем не только в одежде, но и в домашнем интерьере, не говоря уже о скульптуре. Очарование классической драпировки вновь самоутвердилось в искусстве и жизни пост-ренессансной Европы. (Фото 7) Франсиско Гойя Маха одетая. Ок. 1800—1805

Просвещение ассоциирует тяжелые драпировки с чувством собственного достоинства, если не благородства, как писал Уильям Хоггард в своем труде «Анализ красоты» (1753 г.): «Количество или пышность одеяний никогда не являлась дорогим элементом». Тяжелые драпировки он называет  «величием изящества». ПРОСВЕЩЕНИЕ – РОКОКО (XVIII в.) (Фото 8) Портрет мадам де Помпадур Франсуа Буше

МОДЕРНИЗМ (XIX – XX вв.) Особенный интерес вызывают психоаналитические исследования, посвященные отношению к складкам в эпоху модернизма. Складчатая ткань становится синонимом фетишизма, объекта желания. (Фото 9) Сушка белья. Пти ЖенвильеГюстав Кайботт

Драпировка — это не только то, на что мы можем смотреть. Это то, до чего можно дотронуться, «проверить» на слух изменчивую фактуру, уловить запах. Таким образом, помимо того, что складка является одним из основополагающих визуальных паттернов, пронизывающим всю историю искусств, это также сильная философская метафора, к которой обращались многие мыслители современности. Зная теорию складок, рисуя с натуры человека в одежде, нужно понимать причину образования каждой формы складки, не оказываться как перед чем-то неожиданным, а сознательно представлять себе, как должна себя повести материя в зависимости от той или другой позы и движения изображаемой фигуры человека.