12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Живчикова Инна Сергеевна764
Преподаю историю, обществознание и философию. Имею психолого-педагогическое образование. Занимаюсь репетиторством с 2014 года. Помогу с контрольными, подготовкой к экзаменам, эссе, курсовыми и другими работами.
Россия, Москва, Москва

Моизм

МОИЗМ

Моизм и ее основатель Моизм (кит. трад. 墨家, пиньинь mòjiā, палл. мо цзя) — древнекитайская философская школа V—III веков до н. э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание; единственная школа древнекитайской философии, именуемая в традиционной культуре по имени основателя. Основатель — Мо-цзы, по-видимому, происходящий из ремесленников, был прославлен как военный деятель и дипломат, стремившийся умиротворить Поднебесную. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил Всемирный потоп. Моисты создали организацию, спаянную жёсткой дисциплиной, которая оказывала помощь княжествам, подвергшимся нападению соседей. Главной целью моистов было установление мира во всей Поднебесной и удовлетворение минимальных материальных потребностей максимального числа людей, а также выдвижение на государственные должности людей по способностям и заслугам, а не по происхождению и знатности.

Десять принципов Мо-цзы выдвинул «десять принципов»: почитание мудрости; почитание единства; всеобщая любовь и взаимная выгода; ненападение; неприятие музыки; бережливость; бережливость при захоронениях; неприятие судьбы; признание воли неба; духовидение. Главным из них считается «принцип всеобщей любви и взаимной выгоды». В учении Мо-цзы прослеживаются призывы к тому, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, чтобы люди делили друг с другом имущество.

Главный принцип В учениях ранних и поздних моистов самым важным принципом является всеобщая любовь. Это является неотъемлемой частью и других принципов, таких как противостояние агрессии, тесно связан с расточительством на похоронах, в частности с конкретными ритуалами за которые брали немыслимые суммы (за экономию в расходах). Сюда же входит роскошный образ жизни знати и их чрезмерные увеселительные мероприятия — принцип против музыки и увеселений. Идеи моизма выступали за то, чтобы к власти приходили согласно справедливому выбору, без корыстных побуждений и предвзятого отношения.

Основная идея  Одна из важнейших идей моизма звучит так — если среди людей не будет взаимной любви, то в обязательном порядке слабый будет подчинён сильному, бедный будет обижен богатым, простолюдины будут страдать от знатных вельмож и ушлый обманет доверчивого. Принцип всеобщей любви — центральный принцип моизма Китая. Равные права людей, участие в политической жизни народа Китая — это главные составляющие этого постулата. Таким образом конфуцианский тезис, что каждая судьба предопределена свыше, Мо-цзы всячески отрицал. Покрывалось критикой моистов конфуцианство, ведь воля неба и духовидение противоречили друг другу. Завершилось это противостояние учений благодаря поздним моистам, они отделили теорию всеобщей любви от религиозной подоплеки.

Политико-правовые идеалы Мо-цзы весьма противоречивы. Уповая на этические принципы взаимоотношений в государстве, он все же склоняется к этатизму и деспотии. Залог и основу прочности государственной власти Мо-цзы видит в единообразном исполнении чиновниками воли государя. Для установления же полного единства государства предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.

Книга о философе МО ДИ

Основные положения моизма: 1.  Идея принадлежности народу верховной власти. 2.  Мудрость почитается как основа управления. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. 3.  Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. 4.  В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

Значение моизма  В IV-III вв. до н.э. учение Мо-цзы пользовалось в Китае известной популярностью, затем, в конце III в. до н.э., внезапно исчезло со сцены, и когда уже в XIX в. к трактату 'Мо-цзы' снова пробудился интерес, моизм оказался не живым учением, а объектом исследования историков философии. Ученые предлагают различные объяснения уникальному в истории китайской мысли факту внезапной утраты интереса к влиятельному учению. Некоторые говорят о том, что причиной было гонение на гуманитарную культуру при императоре Цинь Ши-хуане, другие видят причину в моистском экстремизме, нашедшем выражение как в проповеди всеобщей любви вместо всех остальных человеческих привязанностей, так и в аскетизме и требовании суровой экономии. Некоторые исследователи связывают закат учения Мо-цзы с его мрачным утилитаризмом и полным отсутствием психологической тонкости. Б.Уотсон считает, что существенную роль наряду с другими моментами сыграл и нудный стиль трактата, делающий мучительным его чтение.