12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Анна Юрьевна663
Педагог-психолог в детском саду.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Научные исследования в области ранней помощи ребенку с ОВЗ "Дети с нарушением зрения"

Научные исследования в области ранней помощи ребенку с ОВЗ ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Комплексная помощь детям с нарушением зрения Основные этапы коррекционной работы: 1 этап: оценка развития основных психических функций (сенсорной, когнитивной, двигательной, коммуникативной, речевой, социальной )

Основные этапы коррекционной работы: 2 этап: разрабатывается по результатам обследования общая стратегия работы и индивидуальная программа развития ребенка детей с нарушением зрения

Основные этапы коррекционной работы: 3 этап: проведение коррекционной работы (мероприятий и включение родителей в этот процесс)

мероприятия Оказание психотерапевтической помощи родителям Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

мероприятия Информирование родителей о психических процессах ребенка с нарушениями зрения Помощь в создании предметной среды для ребенка с нарушением зрения

мероприятия Консультирование родителей по вопросам взаимодействия родителей и ребенка с нарушением зрения Демонстрация приемов коррекции и обучении им матери

4 этап Оценка успешности проведенных мероприятий и определение дальнейшей работы с ребенком с нарушением зрения

Нарушения зрительных функций Со 2 мес. в норме у детей появляется функция: фиксации и слежения. Ребенок с нарушением зрения тянет руку к предмету, т.к. нужен тактильный контакт с этим предметом. Нет активности прослеживания за предметом

Работа с родителями Обогащать опыт детей тактильными и кинестетическими ощущениями (привлечение внимания ребенка к новым ощущениям, сопровождать упражнения пением, речью)

Работа с родителями Развитие активного осязания (комментировать действия ребенка) У детей может наблюдаться потряхивание руками, медлительность, повышенная истощаемость. Полезны озвученные игрушки (с разной фактурой) Развитие пространства

Помощь детям с нарушением слуха -создание «речевой среды» дома («мимический метод», включение внимания к различным звучаниям)

Особенности занятий Занятия с первых месяцев жизни Стимулирование ребенка с нарушением слуха к артикуляции взрослого

Особенности реакции на звук в младенческом возрасте У детей отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки (в норме реакция: зажмуривание и вздрагивания звуков)

Особенности реакции на звук в младенческом возрасте В первые месяцы жизни у ребенка с нарушением слуха есть голосовые реакции, отмечается звонкость голоса. Но после 2,5 мес. Голосовые реакции сокращаются, отсутствия реакции

Особенности Не обращает внимание на удар игрушки об пол. (следит за ней до тех пор пока она в поле зрения) На голос обычной громкости не реагируют

Особенности моторики и поведения Моторика несколько задержана, отмечается недостаточность вестибулярного аппарата, на начальных этапах отмечается неустойчивость походки, нарушения координации движения. Игровые действия стереотипны, неустойчивость внимания.

Особенности моторики и поведения Двигательная расторможенность, нарушения функции активного внимания, повышенная психическая истощаемость (обязательно консультация психоневролога)

Особенности контакта «уходят» в себя, отказываются от общения со сверстниками Проявляют склонность к стереотипным действиям

Раннее обучение глобальному чтению

Принципы работы: Опора на сохранные функции (зрительный, тактильный, двигательный) Стимуляция двигательно –кинестетического анализатора, на втором стимуляция речи (развитие остаточного слуха)