12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Евгеньевна Клочкова87
Что бы быть хорошим преподавателем нужно любить то что, преподаешь и любить тех, кому преподаешь
Россия, Ставропольский край, с. Курсавка

Современные образовательные технологии, используемые при преподавании дисциплин естественнонаучного цикла.

Клочкова О.Е., преподаватель ГБПОУ КРК «Интеграл» Современные образовательные технологии, используемые при преподавании дисциплин естественнонаучного цикла

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ Это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ - необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых; - осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом; - возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛЬНОСТЬ БОЛЬШОЕ РАЗНООБРАЗИЕ Существует более сотни образовательных технологий НИЗКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Одни педагоги к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога

Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. осознание общей проблемной ситуации анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка проверка правильности решения

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ При изучении анализирующего скрещивания Есть особь с доминантным признаком, а генотип неизвестен Необходимо узнать генотип, используя гибридологический метод Предлагаются варианты скрещиваний и варианты потомков (обоснование подбора партнера для скрещивания) Составление схем решения задачи. Проверка выбранного подхода для решения других аналогичных задач

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЭЛЕМЕНТЫ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ Группы, как правило, выделяются уже при решении задач на моногибридное скрещивание На этапе закрепления учебного материала можно давать задачи разного уровня и в разных количествах Можно использовать элементы взаимопроверки и взаимопомощи Выявление талантливых обучающихся позволяет осуществлять с ними проектно- исследовательскую деятельность

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах развивают у себя исследовательские умения развивают системное мышление Цель «проектного обучения» состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

ключевые аспекты технологии в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ, ПРИЛОЖЕНИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ, ПРИЛОЖЕНИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Использование интерактивной доски, презентаций, иллюстраций, видео, Использование компьютерных приложений для моделирования мейоза, кроссинговера, схем скрещиваний, родословных Использование Microsoft Оffice для построения графиков, таблиц Поиск информации для создания задач, кейсов

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием

Кейс – стадии: 1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения. 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия. 7шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ Ситуация. На прием в генетическую консультацию пришла молодая семейная пара. Они планируют рождение детей, но хотят убедиться в том, что их дети не будут иметь некое генетическое заболевание, которое встречается в семье одного из супругов Вспомогательные материалы: Правила построения родословных. Информация о членах семей обоих супругов. Кейс – стадии: 1. Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. Какова вероятность рождения больных детей? 2. Выявите и запишите основные причины ее возникновения. В семье есть проявления этой болезни. 3. Проблема переформулируется в цель. Определить вероятность рождения больного ребенка. 4. Причины становятся задачами. Выявить родственников, имеющих заболевание и определить их место в родословной. 5. Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению. Система вопросов к семейной паре, определение и связывание элементов генеалогического древа. 6. Определяются необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия. Использование компьютерной программы или построение генеалогического древа на листе бумаги. 7. Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Анализ родословной, определение вероятности, представление результатов.

ТЕХНОЛОГИИ ВЫВОДЫ ТЕХНОЛОГИИ Позволяют учитывать и использовать психофизиологические и личностные особенности обучаемых, осуществлять системно - деятельностный подход в обучении, применять новые формы взаимодействия обучающегося и преподавателя РЕКОМЕНДАЦИИ Не следует использовать все технологии сразу и на всех уроках. Отдельные элементы технологий на разных этапах урока могут быть более эффективны. Всегда учитывайте: общий интеллектуальный уровень обучающихся, материально- техническую базу образовательного учреждения, возможные риски.