12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каморникова Юлия Витальевна52
Украина, Шахтёрский район, село Степановка

Урок литературы в 8 классе

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении Конспект метаурока для 8 класса Учитель: Каморникова Ю. В.

ЦЕЛИ: Главная: формировать осознанного читателя, умеющего сопоставлять литературный материал, анализировать художественный текст. ЦЕЛИ МЕТАУРОКА: - раскрыть особенности классицизма как литературного направления; проанализировать особенности построения драматического произведения; познакомиться с творчеством Д. И. Фонвизина; - развивать навыки сопоставительной работы и умение обобщать собранный материал; - формировать интерес к изучению литературы. ЗАДАЧИ: Раскрыть особенности европейского и русского классицизма. Изучить своеобразие драматургии XVIII века. Проанализировать жизнь и творчество Д. И. Фонвизина.

Тип урока: метаурок, где формируют метазнания. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, портрет Д. И. Фонвизина, схемы, таблицы, учебник. ТЕЗАРИУС: классицизм, драматургия, высокий, средний и низкий жанры, комедия, трагедия, трагикомедия, ода, сатира, «дворянское злонравие».

I. Организационный момент I. Организационный момент Приветствие класса. Объявление темы урока, целей и задач. II. Проверка домашнего задания Выделение в повети «Шемякин суд» элементов гротеска, гиперболы и сатиры. Анализирование проблемы продажности суда. III. Работа над темой урока Классицизм характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мертвый академизм.   В. Я. Бахмутский

Классицизм (в пер. «образцовый») – это литературное направление XVII – начала XVIII вв., которое восторжествовало в эпоху абсолютной монархии. Искусство классицизма требовало от поэтов и писателей соблюдение строгих норм и правил. Высокие жанры: ода, трагедия… Средний жанр в классицизме отсутствует (трагикомедия) Низкие жанры: басня, комедия…

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА Европейский классицизм (зародился в XVII в. во Франции): - обращение к античным образцам (ориентация на высокие темы); - строгое соблюдение норм и правил; - образы лишены индивидуальных черт; - высокая гражданская тематика (восхваляются высокопоставленные персонажи). Долг превыше чувств; - характерно единство места, времени и действия. Русский классицизм (зародился во второй четверти XVIIIвека): - сатирическая направленность; - преобладание национально-исторической тематики над античной; - высокий уровень развития жанра оды; - общий патриотический пафос русского классицизма.

ТРИ ЕДИНСТВА В ДРАМАТУРГИИ ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЯ (ДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕЛЬНЫМ, ГДЕ ВСЕГО ОДНА ИНТРИГА) ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ ЕДИНСТВО МЕСТА

Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин… А.С.Пушкин

Великий драматург XVIII века. Выступал за справедливость, осуждал деспотизм. (выступление учеников по жизни и творчеству Фонвизина)

Жизненная позиция: Обличает картину деградации общества XVIII в. Показывает картины дворянского злонравия Осуждение деспотичной формы правления Екатерины 2 Государь должен править, руководствуясь законом

«Недоросль» (1781) (комедия в 5 действиях) Просветительская комедия по содержанию и классицистическая по форме.

Д. И. Фонвизин в произведении изображает такие пороки того общества: УЧИТЕЛЯ ДВОРЯНЕ-САМОЗВАНЦЫ ХОЗЯЕВА, ГОСПОДСТВУЮЩИЕ НЕ ПО ПРАВУ.

Проблематика комедии 1 – обличение злонравия дворянства на примере г-жи Простаковой, Митрофана, Скотинина. Раскрытие «скотства» помещиков, их произвола в отношениях с крестьянами 2 – проблема воспитания дворянских недорослей (тесно связана с образом учителей) 3 – обличение пороков самодержавной системы

Комедия построена по принципам классицизма: Единство места: все действия происходят в доме помещицы Простаковой. Единство времени: все события происходят в течение одного дня. Единство действия: вся интрига заключаются вокруг наследства Софьи.

IV. Закрепление изученного материала 1. Охарактеризовать классицизм как литературное течение. 2. Метод «Микрофон»: каждый ученик кратко выступает «Д. И. Фонвизин – каков он?» 3. «Недоросль» - это…