12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шпагина Елена Николаевна94

«Технология «говорящих стен» как средство модернизации развиваю-щей среды ДОУ»

«Технология «говорящих стен» как средство модернизации развивающей среды ДОУ»

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня  уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства, т.к. группа детского сада для детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Воспитывает все: вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов развивающей предметно- пространственной среды является технология «говорящей стены».

В методической литературе «говорящие стены» называют методикой (Могильникова С.В., Беленькая Е.С., Язькова Е.В. и др.), формой образовательной деятельности (Поденщикова С.Н.), методическим приемом практического метода обучения, формой организации РППС (Ляленкова В.В.,Шепицина Е.И. и др.). Считается, что все определения правильные и зависят от формы использования «говорящих стен» в дошкольном образовании. Так, некоторый иллюстративный материал, расположенный в коридоре, спальне, на лестничных пролетах, в дополнительных помещениях носит только информативный характер и меняется очень редко. Откуда пришла к нам технология «говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества: впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации, сделав первые наскальные рисунки,

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада. Задачи: Создать атмосферу эмоционального комфорта. Создать условия для творческого самовыражения. Создать условия для проявления познавательной активности детей. Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций

Суть образовательной технологии «говорящие стены» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок, имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и другой дидактический материал.

«Говорящие стены» – способ организовать самостоятельную деятельность детей. Виды: Развивающие интерактивные игры Магнитная доска Бизиборд Сенсорное панно Ширмы

Организация образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил:

При оформлении «говорящих стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей. Должна присутствовать систематическая обновляемость содержания «говорящих стен». Мобильны как и все образовательное пространство в целом. При этом, места размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены» раз и навсегда (для ориентации детей – где и что находится), а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса (не чаще 1-2 раз в месяц для материалов по образовательным областям).

Для «говорящих стен» работает правило «красного угла» (угол, куда прежде помещали иконы в избе). Так, правый угол напротив двери является зоной повышенного (первичного, при входе в помещение) внимания. Здесь лучше размещать информацию по актуальной теме. Когда тема обсуждена, а информация остается в помещении (для закрепления, напоминания), оптимальнее перемещать ее против часовой стрелки, влево от «красного угла». Угол около двери (к нему оказывается лицом выходящий из помещения человек) называется также «углом рефлексии». Здесь можно разместить элементы «говорящих стен», связанные с саморефлексией участников образовательного процесса. Например, оценкой своего эмоционального настроя в конце дня.

К размещенным на «говорящих стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А именно: изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций; используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке; при выборе цветов надо избегать резких контрастных оттенков; большого количества красного, темно-зеленого, синего, белого и черного цветов. Лучше использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности; не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше);

оформление стен и обстановка в группе должны быть приближены к домашним, поэтому элементы канцелярского и офисного стиля не подойдут; четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются); целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящей стене»; учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен»,); важно качество иллюстраций и оборудования (как- «детский» уровень исполнения, так профессиональный).

Педагогом и детьми обговариваются правила пользования «говорящими стенами». Правила позволяют детям договариваться об очередности использования оборудования экспозиций и возможном партнерстве в самостоятельной образовательной деятельности. Таким образом, «Говорящая стена» − это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран. Это способ организовать самостоятельную деятельность детей.