12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лялина Екатерина Юрьевна911
Россия, Тульская обл., Тула

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Частица как часть речи»

Тема урока: Частица как часть речи. Разряды частиц. Лялина Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ЦО№ 25» г. Тулы

Лексическая работа Подберите антонимы к словам. Родной – чужой Неряшливый - аккуратный Горький – сладкий Светлый – темный Ложный – истинный Разбитый –целый Пассивный – активный

Лингвистический эксперимент Стремитесь всегда исполнять свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу. Томас Джефферсон

Лингвистический эксперимент Стремитесь всегда исполнять свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу. Томас Джефферсон

Вывод: Частица – служебная часть речи.

Сравните предложения: Ты можешь мне помочь. Только ты можешь мне помочь. Прочитай эту книгу. Не читай эту книгу! Сегодня к нам приедут друзья. Разве к нам приедут сегодня друзья? В каком предложении выражен дополнительный оттенок значения? При помощи какого слова выражен дополнительный оттенок значения?

Вывод: Частица вносит различные оттенки в значения отдельных слов, словосочетаний и предложений.

Какова роль частиц в предложениях? Пусть светит солнце! Вот бы наступила весна. Кто-то пришел. Чтение – самое любимое занятие.

Вывод: Частица служит для образования форм слова: 1)повелительного и условного наклонений глаголов; 2) сравнительной и превосходной степени прилагательных; 3)неопределенных местоимений.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ бы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте вопрос: разве, неужели, ли восклицание: что за, как, ну и, вот так усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну указание: вон, вот, это выделение только, лишь, (ограничение): почти, исключительно сомнение: вряд ли, едва ли уточнение: именно, как раз смягчение требования: - ка СМЫСЛОВЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни

Научные факты. Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи. Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему? Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

Выпишите частицы и определите их разряд. “Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”.

Выпишите частицы и определите их разряд. “Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”.

Измените предложения, включая в его состав разные частицы. Частицы подчеркните. Образец: Николай не ответил. (частица не выражает значение отрицания) 1)Дождь пошел. 2)Мальчик обидел своего товарища. 3)Она не знала об этом. 4)Наступила осень.

Проверим 1)Дождь не пошел. 2) Разве дождь пошел? 3) Вот дождь пошел. 1) Разве она не знала об этом? 2) Она ведь не знала об этом. 3) Вот она не знала об этом. 1)Мальчик не обидел своего товарища. 2) Неужели мальчик обидел своего товарища? 1) Вот и наступила осень. 2) Наступила бы осень. 3) Разве наступила осень?