12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена172
Россия, Тверская обл., д. Толокново

Урок географии в 5 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, МИНЕРАЛЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Автор: Юсуфова Елена Анатольевна, учитель МКОУ Белейковская ООШ д. Толокново Оленинского района Тверской области

Проверка домашнего задания 1 Выберите верные утверждения: 2 Как происходит движение литосферных плит? 3 Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами. 4 Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли. Температура ядра Земли такая же , как и температура поверхности Солнца Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ» Материковая земная кора тоньше океанической Строение литосферы везде одинаково Литосферные плиты очень медленно перемещаются по пластичному слою мантии. В результате активности внутренних сил Земли в одних местах раздвигаются, в других сталкиваются и наползают друг на друга Материковая кора состоит из трёх слоёв: осадочного, гранитного, базальтового; мощность около 35 км. В океанической земной коре только два слоя: осадочный и базальтовый; мощность от 5 до 10 км Внутренние силы (энергия, заключённая в недрах Земли) и внешние силы (ветер, текучие воды, колебания температуры, деятельность растений и животных) создают все неровности на поверхности Земли

Эпиграф "Мы живём в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…" К. Паустовский Как вы думаете, о чём говорил автор? Как вы думаете, какая тема урока сегодня? Нужны ли нам эти знания? Что вы хотите узнать на уроке?

Что мы знаем о горных породах Земная кора состоит из горных пород, а горные породы – из минералов Горные породы – природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками

Что мы знаем о горных породах Горные породы и минералы слагают земную кору и различаются по составу, свойствам и происхождению

Какие бывают горные породы Магматические горные породы образуются из магмы Глубинные горные породы – породы, сформировавшиеся в толще земной коры Излившиеся горные породы – породы, сформировавшиеся при излиянии магмы на поверхность Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и уплотнения Обломочные горные породы – результат разрушения скальных пород внешними силами Земли Химические горные породы – результат осаждения солей в океанах и озёрах Органические горные породы – результат накопления органических остатков Метаморфические горные породы образуются из магматических, осадочных пород под действием высокого давления и высоких температур

Что такое полезные ископаемые Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах, пригодных для использования в различных отраслях хозяйства Природные образования, которые человек добывает из недр или с поверхности Земли и использует в различных целях. Скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, по количеству, качеству и условиям залегания пригодное для промышленного использования. Минеральные ресурсы Полезные ископаемые Месторождение Полезные ископаемые топливные нефть газ уголь торф рудные железная руда никелевая руда алюминиевая руда медная руда нерудные гранит мрамор песок гипс

Практическая работа Определение свойств горных пород План/Название гранит известняк поваренная соль Плотность Вес Цвет Прозрачность Блеск Твёрдость Структура Происхождение Использование

Полезные ископаемые родного края Полезные ископаемые Тверской области являются осадками морей, заливавших область на протяжении разных периодов истории Земли, отложениями озёр, болот, а также обломочными породами, образованными в результате деятельности льда БУРЫЕ УГЛИ ИЗВЕСТНЯКИ ГЛИНЫ ПЕСКИ ВАЛУНЫ, ГРАВИЙ, ГАЛЕЧНИКИ ТОРФ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Условные знаки. Полезные ископаемые

Ответьте на вопросы 1 Из чего состоит земная кора? 2 Какие горные породы вы знаете? 3 Какие вы знаете полезные ископаемые? 4 Почему необходимо рационально использовать полезные ископаемые?

Закончите предложения В нашей области добывают полезные ископаемые: Стекольные и силикатные пески, гравий и валуны, торф, известняк, глины, минеральные воды, сапропель, бурые угли Они используются: Имеют местное значение. Строительный материал, топливо, производство стекла, удобрение, лечение

Выберите верные утверждения а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушиться

Загадки Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть) На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички. (природный газ)   Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы, ключи. (железная руда)   Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (глина)   Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже. И в стекле расплавлен даже (песок) Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. (известняк)    По доске он бегает, Нужное дело делает. Порешал, пописáл, Раскрошился и пропал. (мел) Без неё, ребята, Повар просто как без рук, И становится вся каша Несъедобной вдруг! (поваренная соль)   Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (мрамор)

Рефлексия Что узнали на уроке? Что вызвало интерес? Почему? О чём хотелось бы узнать больше? На каком этапе вы смогли проявить свои способности? Где можно применить полученные знания?

Домашнее задание § 21; задания 2, 5, 7; задание 8; творческое задание «Камни-талисманы»