12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Ивановна887
Россия, Ульяновская обл.

Презентация «Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси»

Автор: учитель истории и обществознания Киселева Н.И. II Всероссийский конкурс для учителей истории, правоведения и обществознания на лучшую методическую разработку «Урок- презентация» Тема урока: Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Принятие христианства

1. Проверка домашнего задания по теме: «Правление первых русских князей» Игра «Крестики- нолики» Условия игры: если учащиеся дают утвердительный ответ на вопрос , то ставят « х» , если ответ отрицательный – « о». Вопросы для игры: Княгиня Ольга упорядочила сбор дани, ввела уроки и погосты Княгиня Ольга правила 912-945 гг. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских". Умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя Даты правления Святослава 980г.-1015г.? Князь Игорь в 941г. и 945г. совершил походы на Византию. Решив собрать дань еще раз, древляне его убили. Олег подписал мирный договор, который предполагал дань о стороны Византии и контрибуцию, отмену беспошлинной русской торговли в Византии Святослав обложил данью вятичей, заключил мир с Болгарией Ярополк установил новые церковные контакты с Византией и Западом? Дата правления Святослава 957-972 гг. Схема в тетради 2 3 5 6 7 8 9 Правильный ответ: х о х о х о х о х

2. Изучение нового материала Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: старшего Ярополка – посадил в Киеве, второго - Олега – в Древлянской земле младшего - Владимира - в Новгороде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.

Давайте подумаем: «Что такое усобица?» (учащиеся высказывают свою точку зрения) Запишите в тетрадь: Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол. В 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение земель. Произошло качественное изменение в отношениях Киева и племен: сыновья Владимира становятся наместниками, т. е. укрепляется система управления страной. Работая с материалом учебника §8 с. 58-59 составьте схему: «Наместники Владимира»

Ярослав -Новгород Дата правления 1016-1054 г.г. Изяслав - Полоцк Дата правления 988 — 1001г.г. Борис - Ростов Дата правления 1010 — 1015гг. Глеб - Муром Дата правления 1013 — 1015 гг. Святослав - Древлянская земля Дата правления 982 по 1015 гг. Всеволод - Владимир на Волыни Дата правления 987 — до 1013гг. Мстислав - Тмутараканское княжество Дата правления 990/1010 — 1036гг.

Владимир продолжал вести активную внешнюю политику своего отца. Владимир продолжал вести активную внешнюю политику своего отца. В 985 г. вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии и заключил с ней мир. Также обозначилось новое направление во внешней политике - западное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья - так называемая Червенская Русь . Покажите на карте эту территорию В это время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов.

Запишите в тетрадь: Запишите в тетрадь: Печенеги - тюркоязычный кочевой народ. В VIII-IX вв. их кочевья располагались между низовьями Волки и Урала. В IX в. печенеги переместились в южно­русские степи и стали совершать набеги на Русь. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра (покажите на карте)

На основе материала учебника с. 60-61 §8 выпишите основные предпосылки крещения Руси: Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии; Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству; Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию; Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны; Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.

Запишите в тетрадь: Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления: католицизм православие протестантизм Общий признак, объединяющий христианские веро­исповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. К концу X в. христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружины князя Игоря были христиане, более того, жена Игоря, княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным для себя.

Владимир не сразу пошел на введение христианства. Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры богам: Перуна- бог войны и грома Велеса - бог скота, богатства и подземного мира Стрибога- бог неба Макоши- бог земли Даждьбога, Хорса- боги солнца Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. И он избрал православное христианство.

Запишите в тетрадь: Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма. Просмотрев видеофрагмент и прочитав дополнительный материал, ответим на вопросы - Каким был характер начального этапа крещения? - Каковы причины выбора Византийского православия? Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Иларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед прика­завшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда «Путята крести мечем, а Добрыня огнем». Русское православие: вехи истории. М., 1988. - С. 14-18.

На основе материала учебника с. 62-63 § 8 запишем последствия крещения Руси: Политические: Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое. Династическое родство с византийскими императорами. Культурные: Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу. Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т. д. Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке. Введение кириллической азбуки и начало литературы.

3.Повторение изученного 2. Прочитайте предложенные тексты, и определите о ком идет речь Когда князь вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!» Ответ: Святослав  Соловьев С.М. писал: «Имел широкую душу…,которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа» Ответ: Владимир 1. Вычеркните лишнее и объясните, почему? Уроки, канонизация, погосты Ответ: канонизация Христианство, буддизм, атеизм, ислам Ответ: атеизм  

3.Заполните пропуски в тексте, используя приведенные понятия и даты.  Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: старшего - _______(1) - посадил в Киеве, второго - _____(2) - в Древлянской земле, а младшего - _______(3) - в Новгороде, который продолжал вести активную внешнюю политику своего отца. В ____году (4) предпринял вновь поход против Дунайской Болгарии и заключил с ней мир.   Понятия и даты: Ярополк, 985, христианство, Владимир, Олег  Ответ: 1. Ярополк 2. Олег 3. Владимир 4. 985 4. Разгадайте ребусы и попробуйте дать определение понятиям: 1=Р +В Ответ: Христианство +Л Ответ: Православие

5. Черный ящик В кабинет вносят черный ящик. Учащиеся с помощью подсказки отгадывают, что в нем. Чтобы купить этот учебник Папа Карло продал свою куртку (в сказке А. Н.Толстого. Приключения Буратино или Золотой ключик) и отдал Буратино со словами: «Ты должен ходить в школу и стать умненьким и благоразумненьким». Ответ: Азбука

4. Итог урока Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси. 5. Рефлексия «ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО» В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

Домашнее задание Параграф 8, повторить термины и записи в тетрадях Творческое задание (на выбор): -подготовить кроссворд по теме урока -реферат на тему «Владимир и значение крещения Руси»