12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Умнягина Ольга Геннадьевна56
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Урок для 5 класса «Царство Грибы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ульяновский городской лицей при УлГТУ Автор: Умнягина Ольга Геннадьевна учитель биологии Урок биологии в 5 классе Тема: «Царство грибов»

Линия УМК «Сфера жизни» (концентрический вариант) Учебник Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Концентрический курс Тип урока Урок усвоения новых знаний Цель: расширить и углубить знания предметного материала о грибах, их строении и практическом применении в жизни. Задачи: образовательные: - расширить знания учащихся о царстве грибов; - познакомить с отличительными особенностями, строением и размножением грибов; воспитательные: - формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности - воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, самоуважение. -воспитывать бережное отношение к природе, через постоянное эмоциональное воздействие на чувства детей. развивающая: - развивать познавательный интерес через элементы исследования. -развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником. Методы: - частично-поисковый; - деятельностный; - создание проблемной ситуации; - наглядно-иллюстрационный. Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах. Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, инструктивная карта с приложениями для работы , муляжи грибов, дрожжи, заплесневелый хлеб.

Основные этапы урока Этап урока Цель 1.Организационный момент. Актуализация знаний. включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне 2. Актуализация знаний. Определение темы занятия. подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях. Определение темы и задачи урока в сотрудничестве с обучающимися 3. Целеполагание. Постановка учебной задачи. определение целей и задач урока, мотивация учебной деятельности 4. Первичное усвоение новых знаний. формирование у учащихся конкретных представлений об особенностях и строении грибов 5.Физкультминутка. здоровьесбережение 6. Первичная проверка понимания. Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала 7. Первичное закрепление. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания 8. Включение в систему знаний. Контроль усвоения. выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков 9.Домашнее задание. обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 10.Рефлексия. формирование умения оценивать свою деятельность

Посмотрите в окно: встало солнышко давно. Нас оно торопит в класс-урок биологии начинается сейчас

Задание 1 группе Вспомните, какие царства живой природы вы уже знаете

Царства живой природы растения животные бактерии грибы

Задание второй группе: А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку: И на горке, и под горкой, под берёзой и под ёлкой, хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят.

Царство Грибы

Задание третьей группе: вспомните к какой группе организмов относятся грибы?

Грибы-многоклеточные организмы

Нарисуйте гриб к сожалению, вы не справились с заданием вы нарисовали только надземную часть гриба - его плодовое тело

Царство Грибов

ножка (пенёк) плодовое тело (из гифов) гифы (нити) шляпка

Мицелий (грибница) – все гифы гриба вместе

Польза грибов Используются в пищу Снабжают деревья водой и минеральными веществами Используются для приготовления лекарств(пеницилл) Используются в хлебопечении, виноделии (дрожжи) Превращают мёртвые остатки организмов в минеральные вещества

Вред грибов Могут вызвать отравление или смерть Разрушают деревянные постройки, телеграфные столбы, железнодорожные шпалы Вызывают заболевания у растений, животных, человека

физкультминутка По тропинке леший шёл. На полянке гриб нашёл (ходьба на месте). Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок (приседания). Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся (потягивания – руки вверх), Вправо, влево повернулся. Леший выполнил разминку И уселся на тропинку (присаживаемся за парты).

Грибы, как объекты живой природы: дышат питаются растут размножаются старятся умирают

Признаки сходства грибов С растениями С животными Неподвижны, постоянно растут в верхушечной части. В клеточной стенке есть хитин. Наличие клеточной стенки Отсутствие хлоропластов Всасывают воду и растворённые в ней минеральные вещества. Запасают углеводы в виде гликогена Образуют витамины. Образуют мочевину Питаются готовыми органическими веществами ( гетеротрофы)

Почему грибы выделяют в отдельное царство? Грибы - это организмы, которые сочетают в себе признаки животных и растений.

Задание для первой группы: Подбери грибам их место произрастания

белые опята подберёзовики подосиновики сыроежки, грузди лисички осины берёзы дуб, хвойные деревья еловые леса моховые болота пеньки

Задание для группы 2:Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? Задание для группы 2:Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? Задание для группы 3: На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

Домашнее задание Прочитать параграф № 12. Задания первого уровня сложности: ответить на вопросы учебника № 1,2. Задания второго уровня сложности: ответить на вопросы учебника № 3,5; решить проблемную задачу № 1 из приложения 6. Задания третьего уровня сложности: ответить на вопросы учебника № 6,8; решить проблемную задачу № 2 из приложения 6. Творческое задание: Работа с ресурсами интернета. Выполните исследовательскую работу: « Что такое «ведьмины круги»? (как они образуются? Когда и в каких странах возникло название этого явления? Что представляет собой это явление? Какова причина возникновения этого явления?)