12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Малиновская Валентина Олеговна2149
Россия, Алтайский край

Презентация «Интегрированное и инклюзивное образование для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

«Интегрированное и инклюзивное образование для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Работу выполнил Магистрант 1 курса дневного отделения группы 2652 – д Малиновская Валентина Олеговна

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое. Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.

В интегрированном обучении ребенок рассматривается как проблема. Человек, или медицинская модель инвалидности определяет, что ребенок должен быть изменен, или реабилитирован, чтобы соответствовать системе школьного образования и общества. Например, глухой ребенок может носить слуховой аппарат и ожидается, что он научится говорить для того, чтобы понять его, но учителя и другие дети не должны учиться языку жестов, или другим формам связи. Ребенок с трудностями в обучении, как правило, проходит через ряд стандартизированных тестов для того, чтобы прогрессировать с помощью школы, в противном случае он / она будет оставлен на повторное обучение, или будет вынужден бросить учебу.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем.

Интеграция не сумма её составляющих частей, а качественно новое образование, возникающее на основе: интегративной цели; интегративной деятельности: вместе, то есть взаимозависимо; взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»; взаимного согласия и договорённости наиболее полного участия в общем деле.

Модели интеграции: Полная интеграция Комбинированная интеграция Частичная интеграция Временная интеграция

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся: раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни; желание родителей обучать ребёнка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения; наличие возможностей оказывать интегрированному ребёнку квалифицированную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции , относятся: уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению.

Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

В инклюзивном образовании меняется подход, принцип, а не ребенок. Инклюзивное образование выросло из социальной модели инвалидности. Признается, что все дети разные, и что школу и систему образования нужно изменить для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребностей всех учащихся - с и без нарушений. Включение же, однако, не означает ассимиляцию - или делает все то же самое. Основным ингредиентом является гибкость - признавая, что дети учатся с разной скоростью, и что учителя должны уметь поддерживать их обучение в гибкой форме. В большинстве случаев дети просто нуждаются в хорошем, ясном и доступном обучении. Это включает в себя использование различных методов реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, - с ограниченными возможностями передвижения. Инклюзивное образование - создание и поддержание условий для совместного обучения в группе (классе) обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек. Который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой – либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С. И. Ожегов)

Инклюзивное (включающее) образование даёт возможность всем учащимся в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование даёт возможность всем учащимся в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии: разработка инклюзивной политики развитие инклюзивной практики создание инклюзивной культуры

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. (любые действия, способствующие тому, чтобы образовательное учреждение надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников)

Развитие инклюзивной практики При внедрении такой практики, на занятиях обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

Создание инклюзивной культуры Создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.

В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, которую предполагается вскоре ратифицировать. Среди её основных задач – «создание образовательной среды, которая обеспечит доступность и качество образования для всех детей – инвалидов» (ст. 24) В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, которую предполагается вскоре ратифицировать. Среди её основных задач – «создание образовательной среды, которая обеспечит доступность и качество образования для всех детей – инвалидов» (ст. 24)

В скором времени Конвенция ООН о правах инвалидов обретёт статус российского закона, все лица с ограниченными возможностями здоровья получат юридическое право учится в общем потоке. В скором времени Конвенция ООН о правах инвалидов обретёт статус российского закона, все лица с ограниченными возможностями здоровья получат юридическое право учится в общем потоке.

Мнениях учёных об интеграции В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В. В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2 % от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н. Н. Малофеев на основе анализы опыта западных стран.

Критика интеграции: В российских образовательных учреждениях: Отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; Не готовы педагоги массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; Вызывает недовольство у многих родителей; Мы знаем, что на Западе в 60-70 – е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного достижения и в условиях экономического подъёма, тогда как в России в 90 – е гг. интеграция – это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребёнка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Существует ли возможность перехода интегрированного обучения к инклюзии? Интегрированное обучение часто воспринимается как трамплин для инклюзивного образования. Однако, главное ограничение интегрированного образования, что, пока школьная система остается жесткой, только определенные дети-инвалиды могут быть интегрированы. Некоторые никогда не смогут быть подготовлены и реабилитированы достаточно, чтобы быть принятым в традиционные классы общеобразовательной школы.

Список литературы: 1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95. 2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 3.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009. 4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 5. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106 6.  http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf. // Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года. 7. Материалы по инклюзивному образованию http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio 8. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1 9. Инклюзивное образование - равные возможности для всех учащихся http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-246 10. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.