12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна10978
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Презентация «Кто и как собирал загадки»

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Кто и как собирал загадки Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Загадка - особый жанр народного творчества С давних пор она была отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир. Сегодня мы вспомним самых известных собирателей русских загадок, которые кропотливо создавали этот увлекательный фольклорный мир. «Без лица в личине» (Русская народная загадка о загадке)

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ ПОДБОРКА НАРОДНЫХ ЗАГАДОК МИХАИЛА ЧУЛКОВА Изначально загадки передавались из уст в уста. Интерес к русскому фольклору появился вместе с распространением просветительских идей в середине XVIII века. Просветители обратились к русской истории, изучению национальных особенностей и народных обычаев. Появился даже жанр литературной загадки, распространенный в Европе уже в предыдущем столетии.

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ ПОДБОРКА НАРОДНЫХ ЗАГАДОК МИХАИЛА ЧУЛКОВА Вдохновителем и создателем печатной публикации первых народных загадок был Михаил Чулков. Разночинец по происхождению, он сумел подняться от «солдатского сына» до дворянина в Сенате, послужив и лакеем, и даже придворным актером. Михаил Чулков был талантливым литератором, в заслугу которому часто ставят сближение русской литературы с народным творчеством: Чулков напечатал несколько изданий «Славянских сказок», выпустил четырехтомный сборник русских народных песен, занимался воссозданием пантеона славянской мифологии. Наконец, именно он был автором первого романа в русской литературе — «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ ПОДБОРКА НАРОДНЫХ ЗАГАДОК МИХАИЛА ЧУЛКОВА «Древние русские простонародные загадки» вышли в первом номере одного из издаваемых им журналов, «Парнасский щепетильник», в 1770 году. В журнале было приведено 15 загадок без отгадок, и это было первой подборкой этой занимательной части русского фольклора. Позднее эти загадки практически не перепечатывались, поэтому они в своем роде уникальны.

Из сборника М. Чулкова «Древние русские простонародные загадки» Родится от воды, растет от огня, и от воды умирает. (Соль) Мать толста, дочь красна, сын хоробер, а не видно его. (Печь, огонь, дым) Поутру на четырех, в полдень на двух, а к вечеру на трех. (Человек)

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУДУ ИГРЕЦ. ВАСИЛИЙ ЛЁВШИН Лёвшин — яркий представитель русского Просвещения. Он долгое время работал совместно с журналистом Николаем Новиковым, был одним из первых утопистов в русской литературе и автором небольшой повести «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве», в котором описал путешествие на Луну. Наконец, литератор создал первую в России поваренную книгу «Русская поварня», которая в 2016 году отметила свое двухсотлетие.

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУДУ ИГРЕЦ. ВАСИЛИЙ ЛЁВШИН Работа «Левшина Русские сказки» открыла российскому читателю богатырские образы Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Чурилы Пленковича. А началом деятельности Лёвшина была книга «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» 1773 года — сборник со 110 загадками. Они были посвящены разным темам: от явлений природы до человека и его повседневной жизни. Автор не всегда дословно воспроизводил народный говор, но старался приблизить к простой речи современный ему язык. Также Лёвшин включил в сборник загадки о предметах, известных читателю того времени, — о румянах, часах, шляпах.

Из сборника В.Левшина «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» По произволению моему показываю я мою голову без убора и волос. Кто полное мое лицо видит, то зрит и все тело, которое я являю по частям. Никогда на месте не стою, но ни разу не шагаю. (Месяц/луна) Со времени моего рождения должна я беспрестанно бежать: все живущие приходят ко мне во множестве: тело мое есть без членов, и хотя рук у меня нет, но никакая сила против меня не устоит. (Вода)

Из сборника В.Левшина «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» Природа меня поместила между двух явных светил. Вишу над ямкою, в кою никогда упасть не могу. Никакая красота без меня не совершенна и сами владельцы мои покои выметают. (Нос) В числе зверей и скотов поставить меня не можно, хотя я и четвероногой. Рук я не имею, бываю без головы, и хотя с места на место перехожу, но ноги тела моего не носят. Впрочем, нет ни одного собрания, где я бы не занимал первого места. (Стул)

НАЧАЛО НАУЧНОГО СОБИРАНИЯ ЗАГАДОК. ИВАН САХАРОВ Зачатки собирательства в современном понимании появились с возникновением движения славянофилов после Отечественной войны 1812 года. Самобытный исторический путь России многие деятели культуры связывали с народными традициями и фольклором.

НАЧАЛО НАУЧНОГО СОБИРАНИЯ ЗАГАДОК. ИВАН САХАРОВ Среди них  выпускник медицинского факультета Московского университета Иван Сахаров решил совместить профессию лекаря и этнографа. Наиболее известным трудом собирателя стал трехтомник «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (1836–1841). Под «семейной жизнью» автор понимал народный быт, поэтому в его сказания вошли как русские народные песни, «праздники», славяно-русская мифология, игры, присловья, «свадьбы», так и русское народное чернокнижие, связанное с суевериями и чародейством. Наблюдал за народным бытом Сахаров в Тульской, Калужской, Рязанской и Московской губерниях.

НАЧАЛО НАУЧНОГО СОБИРАНИЯ ЗАГАДОК. ИВАН САХАРОВ Загадки были напечатаны в первом томе «Сказаний…». Изначально они находились в составе пословиц русского народа, поскольку многие пословицы сохраняли элемент скрытого смысла и со временем становились загадками. Заслуга Сахарова в том, что он поместил загадки в отдельный раздел, выделив их как жанр.

Из сборника И.Сахарова «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» Около прорубки Стоят белые голубки. (Зубы) Старик метет по горнице, Метлы летят по околице. (Паутина) Сам наг, Рубашка в пазушке; Сам бел, Детки красны. (Свеча) Идет ни мужик, ни баба, Несет ни сгибень, ни пирог. (Книга)

УГАСШАЯ ЗВЕЗДА СОБИРАТЕЛЬСТВА ИВАНА ХУДЯКОВА Дело Ивана Сахарова продолжил Иван Худяков. Он издал свою первую книгу «Сборник великорусских народных исторических песен» в 18 лет, но уже в 34 года бесславно погиб, сосланный в Сибирь за поддержку революционного движения 1860–70-х годов.

УГАСШАЯ ЗВЕЗДА СОБИРАТЕЛЬСТВА ИВАНА ХУДЯКОВА В 1861 году Худяков предпринял попытку напечатать все известные на тот момент народные загадки. Он выпустил сборник «Великорусские загадки», который представлял собой практически научную работу. В издании загадки (около семисот) вместе с отгадками были размещены по алфавиту — а также в нем присутствовали иностранные аналоги загадок (немецкие, литовские, малорусские). Не княжеской породы, А ходит с короной, Не ратный ездок, А с ремнем на ноге, Не сторожем стоит, А всех равно будит. (Петух)

Из сборника И.Худякова «Великорусские загадки» Когда я молод был, Светло светил, Под старость стал, Меркнуть стал. (Месяц) Утка крякня Берег звякня, Детки бегут, По свечке несут. (Церковь)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ НАРОДНОЙ ДУШИ ВЛАДИМИР ДАЛЬ Имя Владимира Даля знакомо многим в связи с Толковым словарем живого великорусского языка, который на долгое время стал основным изданием такого рода в России. Над его созданием Даль трудился более пятидесяти лет — но в это же время он активно собирал русский фольклор.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ НАРОДНОЙ ДУШИ ВЛАДИМИР ДАЛЬ Философию русского народа, отраженную в фольклоре, Даль изучал во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, польской кампании 1830–1831 годов, службы в Оренбурге и Нижнем Новгороде. Свыше тысячи загадок, собранных Далем, было опубликовано в 1862 году в сборнике «Пословицы русского народа». Однако автор не выделил загадки в отдельную главу, он разделил собранные данные по предметному принципу.

Из сборника В.Даля «Пословицы русского народа» Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб) Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

Из сборника В.Даля «Пословицы русского народа» Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег) Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса) Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

НОВОЕ НАЧАЛО. ДМИТРИЙ САДОВНИКОВ Именитый фольклорист Дмитрий Садовников сумел собрать и опубликовать три с половиной тысячи загадок. В историю русской культуры Садовников вошел еще и как поэт: именно он — автор текста песни «Из-за острова на стержень», которую часто исполнял Федор Шаляпин.

Из сборника Д.Садовникова «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач» Много соседей Рядом век живут, А никогда не видятся? (Окно) Выше лошади, ниже собаки. (Седло) Зимой и летом одним цветом. (Сосна) Еду, еду — следу нет; Режу, режу — крови нет; Рублю, рублю — щепок нет. (Вода)