12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева11118
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 45 лет. Заслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Презентация «Символ как особая форма художественного образа. Символика деревьев»

Символ как особая форма художественного образа. Символика деревьев Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Растения всегда имели чудесные свойства – давали людям пищу и тепло. А еще люди заметили, что растения могут влиять на судьбу человека, исцелять его от болезней. Поэтому люди почитали деревья и священные рощи. К ним приходили лечиться, молиться, просить защиты или любви. Деревьям приписывалась волшебная сила. Считалось, что в них живут духи-хранители человека. С деревьями связано множество примет, поверий и обрядов Символика деревьев - актуальная тема на сегодняшний день. Ведь чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно непременно знать «язык деревьев», их символический смысл. Символика – это символическое значение, приписываемое чему-нибудь. Что же символизируют деревья в произведениях русской литературы? Зачем так часто к ним обращались писатели? В фольклоре славянских народов – сказках, загадках, заговорах – нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. Дуб – символ долголетия и силы. В арийской культуре – мировое дерево, мировая ось. В русской культуре – символ мужского начала, символ большой Родины Образ дуба предстает перед нами в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сцена встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных эпизодов в романе: это переход на новый этап жизни героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом  В творчестве многих русских писателей символ дерева играет важную роль. Например, в рассказе Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в сцене объяснения Катерины Львовны и Сергея в весеннем саду мы встречаем образ яблони. Это дерево автором выбрано неслучайно: яблоня становится соучастницей грехопадения героини, соблазненной Сергеем В качестве символа искушения яблоня выступает и в эпизоде встречи Веры и Марка Волохова в романе И.А. Гончарова «Обрыв», впоследствии Марк становится избранником Веры, но их разделяет слишком многое: понятия о нравственности, добре, семейной жизни. Марк отталкивает ее В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» яблоня - символ уходящей в прошлое России. У автора незначительная, казалось бы, деталь — запах антоновских яблок — будит вереницу воспоминаний о детстве. Однако эта жизнь уходит в прошлое, и ее сменяет «мелкопоместная жизнь» Вишневый сад – центральный образ пьесы А.П. Чехова. Вокруг него строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. В нем сосредоточена энергетика пьесы, это ее важнейший образ, в котором есть лирическое, трагическое, комическое начала. Вишня – это символ безвозвратно уходящего прошлого, уходящей старой жизни, дворянской культуры, как яблоня в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» Как и яблоня, в романе А.И. Гончарова «Обломов» символическим лейтмотивом становится ветка сирени. Брошенная Ольгой ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души; ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке, она заменяет слова признаний в любви Когда девушка получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла цвет жизни, весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но независимо от намерений самой девушки ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку Образ осины встречается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это дерево было выбрано Базаровым в качестве талисмана. Осина – дерево необычное, оно забирает энергию. В разговоре с героем многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Он сам похож на осину, поэтому осина стала его талисманом Образ ясеня  в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем в  эпизоде встречи Аркадия и Кати в Никольском саду. Ясень как бы способствовал их любви, оберегал ее. Вероятно, они это почувствовали и именно поэтому встречались в этом месте, под ясенем Анчар - «дерево ада». Так писал А.С. Пушкин. В его стихотворении дерево становится воплощением всеобщего зла. Более 200 лет это дерево окружено самыми мрачными легендами и описаниями, в Китае его называют «убийцей крови», считают обладателем ядовитых веществ. И действительно, анчар имеет подобную смолу, но не опасную для жизни. Но Пушкин, который это знал, создает не ботаническое описание этого ядовитого дерева, а обобщенную картину зла в природе Береза – дерево, воспетое многими поэтами ХХ века. Одним из них является С.А. Есенин. Во многих его стихотворениях береза – символ прекрасной русской девушки. Традиция изображения поэтического образа березы была продолжена У.А. Прокофьевым и И. Сельвинским. Береза воспринималась как символ родной земли в стихотворениях А.К. Толстого, С.А. Есенина, А. Дементьева Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь. В славянских балладах, легендах, сказках повествуется о том, что погубленная девушка превращается в березу Стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине, ведь береза в славянской мифологии считалась священным деревом. Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. Отсюда Берегиня - Береза, Лада, Судьба, Мать, Земля Своеобразная прелесть ивы близка В.А. Жуковскому, который передал ее в элегиях «Сельское кладбище» и «Вечер». В строках этих произведений определяется поэтический облик ивы: гибкость, трепетность, задумчивость, горестность А. Ахматова в стихотворении «Память о солнце в сердце слабеет…» умело использует образ ивы. У нее это дерево – символ одиночества, горестной разлуки, разрыва Н. Некрасов в произведении «Внимая ужасам войны…» через образ ивы передает чувства, которые испытывали все матери, расстававшиеся со своими сыновьями в жестокие военные годы. Образ ивы занимает важное место в поэзии ХХ века Рябина, как береза и ива, является одним из поэтических образов. Рябину в качестве «кровавого дерева», передающего дерзость, вызов, неистовство, бушевание, мы встречаем в стихотворении А. Блока «Осенняя воля». Часто образ рябины метафорически раскрывает тему страдания. Это дерево проявляется и в цикле А. Блока «Осенняя любовь» Для Марины Цветаевой это дерево имеет важное значение. Рябина для поэтессы - символ  родины («И как под землею трава…»). Цветаевская рябина имеет значение «огненного дерева» («Красною кистью рябина зажглась…»), в этом стихотворении в дереве сошлись горечь и пылание   Таким образом, символическое значение деревьев несет в себе важную смысловую нагрузку в произведениях писателей и поэтов, поскольку может «подсказать» читателю дальнейшее развитие сюжета, ускорить его, помогает в создании психологической характеристики героя