12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елизавета1335
Россия, Новосибирская обл.

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе с презентацией «Занимательные клеточки»

Игра «Занимательные клеточки»

Цель игры: учить выделять ударный гласный звук в словах схожих по написанию и разной звуко-слоговой структуры.

Задачи: -развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова; -формирование представления о смыслоразличительной роли ударения в словах, схожих по написанию; -обучение владению пространственной ориентировкой на листе бумаги; -обогащение словаря; -развитие логического мышления; -развитие памяти;

А (→) Б(↑) В(←) Г (↓) Д(↔) 1(∞) 2(□) 3(○) 4(∆) 5(◊)

1. «Найди слова на заданный звук». Найди слова, в которых ударный звук [у]. Поставьте на эти картинки фишки.

Верно: [у] – клю́ч, кру́жки

1. «Найди слова на заданный звук». Зашифруй слово, в котором ударный гласный звук [о].

Пример: Пример: 4Б. Ответ: замок. Пример: ∞↓. Ответ: помидор.

1. «Найди слова на заданный звук». Найди слова, которые начинаются на гласный, а заканчиваются на согласный звук.

Верно: и́рис ири́с экскава́тор.

2. «Слоги» Найди только те слова, в которых ударный гласный в 1(2, 3) слоге. Поставь на эти картинки фишки.

Пример: -в 1-м слоге: облако, ваза, гво́здики, слон, за́мок … - во 2-м слоге: хомяк, оса, гвозди́ки, замо́к, кружки́, ири́с … - в 3-м слоге: карандаш, экскаватор, помидор, телефон, колесо, молоток ..

3. «Твердый-мягкий» Найди только те слова, в которых ударный гласный (не) влияет на мягкость стоящего перед ним согласного.

Пример: влияет на мягкость согласного: хомя́к, самоле́т, кружки́, ири́с, стрелки́, крокоди́л … не влияет на мягкость согласного: о́блако, каранда́ш, ва́за, за́мок, и́рис, экскава́тор, кру́жки...  

4. «Пары». Найдите слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение. Зашифруйте 1 пару слов.

Пример: 2В-4А и́рис - ири́с ○↔ - ∆↑ за́мок - замо́к

4. «Пары». Найди пары, связанные по смыслу.

Пример: Ключом открываем замок.

5. «Найди по признаку». По прилагательным: опасный, зубастый, хищный. По глаголам: зреет, наливается, краснеет.

Пример: крокодил помидор

5. «Найди по признаку». -Найди картинки, на которых съедобные предметы. -Найди картинки, на которых одушевленные предметы. -Найди картинки, на которых предметы сделаны из метала.

Пример: ири́с стрелки́ ключ

6 .«Запомни» Рассмотри картинки по горизонтали (по вертикали) в ряду 1(2-5), попробуй запомнить слова, которые они обозначают. Закрой картинки. Запиши слова по памяти в тетрадь, поставь в словах ударение.

7. «Собери слово». Выдели из слов 2-й звук двигаясь по диагонали от А1 и заканчивая Д5, соедини выделенные звуки.

Верно: оБлако тЕлефон сЛон → бе́лки - белки́ эКскаватор кИсточка

7. «Собери слово». Расшифруй шифры и выдели Б4 ударный гласный Г1 последний звук А2 1-й звук Г4 ударный гласный Б2 последний звук.

Верно: замОк помидоР Гвоздики → о́рган - орга́н экскавАтор телефоН

8. «Изменение существительного» Найди существительные во множ. числе. Поставьте слово в ед. число. Зашифруйте слова и напишите рядом в скобках только ударные гласные.

Пример: В1 (и-о) кружки́-кружо́к, В4 (у-у) кру́жки-кру́́жка, Г5 (и-и) гвозди́ки-гвозди́ка, 2А (о-о) гво́здики-гво́здик.

8. «Изменение существительного» Найдите существительные только среднего рода. Измените его по числам. Зашифруйте слова и напишите рядом в скобках только ударные гласные.

Верно: облако - облака А1 (о-а) колесо - колёса Б3 (о-ё)

8. «Изменение существительного» -Найдите существительные только I скл.( II, III скл.) Поставь на эти картинки фишки. Назови слово, выдели ударный гласный. -Расшифруй сущ. и измени по падежам. Пример: В3- слон.

9. «Расшифруй и допиши». -По 2-м шифрам нужно найти картинки, в названии которых в 1-м шифре выделить 1-ю букву слова, а во 2-м шифре выделить ударную гласную букву, и записать получившийся слог. С этим слогом придумать слова, в которых: -слог встретится в начале (середине, конце) слова -слог ударный -слог в слове с 2-мя, 3-мя, 4-мя слогами.

Пример: Шифр: Д1, Б2 (ваза, телефо́н). Ответ: во. Вода, поводок, дерево, во́рон, волы, поворот, круговорот.

Пример: Составь слова, используя слоги. Пример: са-(В3, Д1), по-(Г1, В3), ги-(Г5, В2), Ответ: сапоги.

10. «Зашифруй отгадки». Отгадай загадку. Вместо отгадки напиши только любой из шифров. Пример: В зоопарке, верь, не верь, Проживает чудо-зверь. У него рука - во лбу Так похожа на трубу! Ответ: слон - В3 или ←○.