12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малько Надежда Николаевна655
Работаю в школе уже 34 года. За это время сложились доверительные, дружеские отношения с четырьмя выпусками. С каждым из них я работала в течение семи лет! Победитель ПНПО-2008г. Автор методического пособия "Использование ИКТ на уроках литературы".
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир

Урок-анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...»

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»

Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...» 2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.

Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; обучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.)

Эпиграф: Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не про­сто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу. Кошечкин

Ход у р о к а I.Словарная работа. На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс. 1.Распределите слова на две группы: 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном. 2.Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»?

II. Чтение стихотворения Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась мне ты навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была. На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зёрна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук. Но осталось в складках смятой шали Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше, В тихий час, когда заря на крыше, Как котёнок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи – К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

III. Беседа по вопросам: 1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему? (Поэт поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.) 2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении? (В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)

3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».) 3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».) 4. О чём это произведение? (О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением кра­соты, одухотворением предметов...»)

5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда? 5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда? (Изобилие изобразительно-выразительных средств.) 6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении? (Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.) Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте. (Первое и последнее четверостишия.) Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.

7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.) 7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.) - Как меняются оттенки? (Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала- багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении: На закат ты розовый похожа... А потом, когда «она» уже «отосниласъ», заря неизбежно вы­зывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час», А в «тихий час» заря - розовая.)

8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней». 8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней». (Нежная, лучистая, светлая; её имя - тонкое, волосы - ов­сяные, руки - невинные.) На всём, что связано с ней - нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе: Зёрна глаз твоих осыпались, завяли... Цвет волос ее - «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока)

Вывод по восьмому вопросу. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы. 9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.

[с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных). [с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных). Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный - это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своём лиризме женского образа. [с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:

Имя тонкое растаяло, как звук. Имя тонкое растаяло, как звук. - Как же упомянутый звук начинает«действовать»? Слышу, говор, поющих. То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня». Ввод по девятому вопросу. Так совершилось звуковое воплощение образа произведения – образа юной красавицы.

10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»? 10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»? (Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.) 11. В каких строках выражается лирический мотив прощания? Заканчивается ли стихотворение прощанием? (Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия. Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)

IV. Подведение итогов. Это стихотворение - яркий пример того, как в лирике С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.

V. Домашнее задание Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных...». (Можно проанализировать другое стихотворение - по выбору учащегося.)