12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Владимировна Кучмина9679
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ им. Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Саратовской области", классный руководитель.
Россия, Саратовская обл., Духовницкое

Задание 8 ОГЭ «Грамматическая основа предложения»

Вопрос 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения Кучмина Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ им. Г.И.Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»

Подлежащее подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет.  в придаточной части сложноподчиненного предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта.  Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;

Подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + имя существительное в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:  словом в именительном падеже + сочетание с предлогом ИЗ: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись. словом в именительном падеже + сочетание с предлогом С  (если сказуемое в форме множественного числа): Мы с Тамарой ходим парой; именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.

Сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое? сказуемое может быть простым или составным.

ПГС может быть выражено: глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую. Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй.  Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала. !!!Частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова; ​​фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничали). Он принял участие в переписи населения (= участвовал); глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.

СГС может быть выражено: вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню. Он начал переживать по поводу экзамена. Мы с братом закончили писать письмо. ​вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитив: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться. ​вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать. Родственники рассчитывали приехать в гости; ​кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитив: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию; ​словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.​

СИС может быть выражено: глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ  и другие формы) и именной частью (именем сущ., именем прил., именем числ., местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом. глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ  и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным. глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.

Потренируемся?

Выпишите ГО предложения 1. Но он ведь был твоим лучшим другом! 2. Так они и скрылись за углом. 3. Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек. 4. Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? 5. Так оно и было на самом деле. 6. (27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

Выпишите ГО предложения 7. Как же идти, не видя пути? 8. Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. 9. А можно мне съесть это последнее зёрнышко? 10. Дедушка Тит, а ты всё знаешь? 11. Потом, когда огонь потушили, его вытащили.

Выпишите ГО предложения 12. Всё было в порядке. 13. Это будет мой тебе подарок. 14. Когда-нибудь надо уйти. 15. Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. 16. Что в этом мраке могли увидеть зрители? 17. Свободных мест не было. 18. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.

Выпишите ГО предложения 19. В эти минуты не было вокруг меня зла. 20. А пока создай все условия! 21. Во двор вошли трое ребят. 22. Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. 23. Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы. 24. Я прошёлся по комнатам, вышел во двор.

Выпишите ГО предложения 25. Этого не забудешь вовек. 26. Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? 27. Приятно пахнет ночной влагой, растениями, сырой землёй. 28. Случилось это в Англии. 29. От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой. 30. «Диктант напишем завтра».

Ключ 1. он был другом 2. они скрылись 3. Он дышал 4. рассказывать 5. оно было 6. не было 7. идти 8. повесили 9. можно съесть 10. ты знаешь 11. потушили вытащили. 12. всё было в порядке 13. это будет подарок 14. надо уйти 15. видели 16. могли увидеть зрители 17. не было 18. будет исполнена пьеса 19. не было 20. создай 21. вошли трое ребят 22. он был странным 23. создают 24. Я прошёлся вышел