12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна4838
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат

Сложноподчинённое предложение

МКОУ СОШ № 3 с.Камбулат урок русского языка в 9 классе Презентация на тему: Сложноподчинённое предложение Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы

Схема: [ ] – главная часть ( ) – придаточное предложение

средства подчинения союзы не падает логическое ударение, служебные слова Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др. Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина. союзные слова падает логическое ударение, местоимения и наречия Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др. В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».

Типы придаточных: Определительные Изъяснительные Обстоятельственные

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОС: КАКОЙ? [ … СУЩ.], (… ). Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОС: КАКОЙ? [ … СУЩ. ,( … ), … ]. В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ [ … ГЛ.], (… ). Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? СТЕПЕНИ КАК? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? ВРЕМЕНИ КОГДА?

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Ученик всё делал так, как требовал мастер. – образа действия Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. – степени Я увидел впереди трёх девочек, когда выбрался из зарослей. - времени

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ? ЦЕЛИ ЗАЧЕМ? МЕСТА ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. – причины Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. – цели Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. - места

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] УСТУПКИ НЕСМОТРЯ НА ЧТО? СЛЕДСТВИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? Сравнения Как?

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. – уступки Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. – следствия Лес стоит молча, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. - сравнения

ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИ НЕСКОЛЬКИХ ПРИДАТОЧНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ), ( ). Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие, чтобы мы не приезжали.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ при стыковке двух союзов [ ], (что(если … ), то …). [ ], (что(если … ), так …). [ ], (что(если … ), но …). Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ при стыковке двух союзов [ ], (что,(когда … ), …). Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-то, зверь тревожно нюхал воздух.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ( ), [ ], ( ). Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ), ( ). Движение транспорта возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был завершён, когда дороги залили асфальтом.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ) И ( ). Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

тест 1.Найдите сложноподчиненные предложения. A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич. Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги. B. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться. Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум. Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень. 2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова. A. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки. Б. Макар и не заметил, что стало светать. B. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли. Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь. Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

тест (продолжение) 3. Укажите среди данных слов союзы: А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что. 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного. A. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева. Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов. B. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах. Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.