12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борисова Т.А.137
Россия, Пермский край, Пермь
3

Урок литературного чтения в 4 классе по программе УМК "Школа России” на тему: "А.П. Чехов. "Мальчики"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе УМК "Школа России” на тему: "А.П. Чехов. "Мальчики"

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать умение давать характеристику персонажу и выражать свое отношение к нему.

Задачи:

1) Актуализировать знания о творчестве писателя (А.П. Чехов);

2) Провести анализ образов главных героев (внешний вид, поступки, отношение др. персонажей, мнение автора) и формировать собственную оценочную позицию к герою;

3) Развивать способность к интерпретации художественного образа с помощью приёма запоминания (синквейн)

Предметные:

- владеет элементарными умениями анализа и интерпретации художественного текста;

- умеет характеризовать героев, давать оценку поступкам героев, выявлять взаимосвязь между поступками, чувствами героев;

- умеет объяснять значение незнакомых слов с опорой на контекст и с использованием словаря.

Оборудование: презентация по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточка-памятка для составления синквейна (для всех учеников).

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растет.

Я хочу учиться.

2. Подготовка к первичному восприятию текста

- Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете о ком этот рассказ?

- Да этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда мы узнаем, прочитав рассказ до конца.

- Рассказ «Мальчики» написал Антон Павлович Чехов. Знаете ли вы этого писателя? Какие его произведения вы читали?

Рассказ о писателе

Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. Чехов учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.

- Ребята, а какую профессию получил Антон Павлович Чехов?

- О чем писал Чехов?

- А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими словами (архаизмами), с незнакомыми для нас словами.

-Накануне урока я просила вас в группах с помощью толковых словарей узнать лексическое значение некоторых слов.

1 группа. Розвальни, бизон, москит, термит. (пользуется словарём учебника)

2группа. Башлык, пампасы, мустанги, плантация. (словарь Ожегова)

3группа. Чечевица, самоеды, людская, флигель, урядник. (словарь Ожегова)

1 группа.

розвальни – низкие и широкие сани;

бизон –дикий североамериканский бык;

москит-мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран;

термит-насекомое жарких стран, вредитель древесины.

2 группа.

башлык – суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

пампасы – южноамериканские степи;

мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

плантация – место, засаженное плодоносными растениями; где разводятся: сахарный тростник, кофе, табак, хлопчатая бумага.

3 группа.

чечевица-бобовое растение

самоеды - северные народы, ненцы;

урядник – низкий чин уездной полиции;

флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

Зная некоторые слова из произведения, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. (Дети высказывают свои предположения).

3. Первичное восприятие текста

- Сейчас мы определим чье предположение оказалось более точным.

Выразительное чтение текста учителем.

4.Проверка первичного восприятия текста

Какие чувства и мысли вызвало у вас произведение после чтения?

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, с небольшим количеством героев).

- Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Рассказ Чехова "Мальчики" скорее можно отнести к веселым произведениям, чем к грустным. Большую часть рассказа мы улыбаемся над героями, над серьезностью их сборов, несуразность которых автор специально подчеркивает поведением Володиных сестер. Конечно, сам план мальчиков нельзя назвать веселым, но слава богу ник чему трагичному он не привел. скорее всего сами герои через некоторое время будут вспоминать свои планы с улыбкой. Поэтому этот рассказ мне кажется более смешным, чем грустным.

Что особенно взволновало вас в этом рассказе?

- Назовите героев рассказа (Володя, Чечевицын, семья Королёвых).

- О чем этот рассказ?

Словарь чувств и эмоций: удивление, восхищение, сочувствие, сопереживание, беспокойство, тревога, испуг, страх, настороженность, волнение…

-Понравилось ли вам произведение?

5. Постановка учебной задачи и мотивация к перечитыванию произведения

- Ребята, посмотрите на иллюстрации в учебнике. Соответствует ли они содержанию рассказа? (да).

- Давайте сейчас перечитаем текст и найдем эпизоды, к которым сделаны эти иллюстрации.

6. Анализ текста

-Почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»? (потому что мальчики — это главные герои и весь сюжет крутится вокруг их плана)

- Что можно сказать о семье Королевых? (Семья Королевых многодетная семья, в семействе четверо детей – три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя)

- Как сёстры относились к Володе?

- Что заметили сестры в поведении Володи?

-Куда собирались сбежать мальчики?

-Удалось ли им сбежать?

- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

- Вспомните, как описывает автор мальчиков? (Володя – пухлый…Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

- А что вы можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.)

- О чем мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли себе жизнь в Америке? (Они мечтали о приключениях и богатстве. Они хотели купить себе плантации и называли себя индейцами.)

- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи? (Встречи мальчиков с семьей коренным образом отличаются, так как в начале рассказа семья Королевых радостно встречали мальчиков и очень обрадовались их приезду. А в конце произведения, когда мальчики нашлись, семья была взволнована и расстроена, и рассержена).

- Создавая свое произведение автор само выражается, он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими чувствами и эмоциями.

- Как вы думаете, мечтал ли Антон Павлович, когда был маленьким о таком путешествии?

- Можно ли осуществить такие задумки детям?

7. Обобщение результатов анализа

- Выберите пословицу или пословицы, которые подходят к этому произведению:

"Не лезь в воду, не зная броду"

"Старый друг лучше новых двух"

"Не ошибается тот, кто ничего не делает"

"Кто не работает, тот не ест"

- Чему учит рассказ Чехова «Мальчики»? (Беречь своих родителей и близких, не подвергать свою жизнь опасности, уметь отвечать за свои поступки и ставить цели)

8. Творческая работа

- Ребята, мы с вами прочитали произведение, составили словесную характеристику главных героев. Сейчас я предлагаю вам составить синквейн:1вариант-Володя, 2-Чечевицын.

После этого мы проверим, что у вас получилось.

9. Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- Произведение какого писателя мы сегодня прочитали?

Прием незаконченного предложения. Закончите предложения:

Мне было интересно…

Я почувствовал(а), что…

Мне захотелось…

- Спасибо за работу. Вы все молодцы!

10.Домашнее задание: письменно ответить на вопросы:

Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

От каких хотели бы избавиться?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.